Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Эстетика Бидермаера в творчестве В. А. Тропинина

Портрет С. Н. Мосолова Василия Андреевича ТропининаБидермайеровская тенденция проявляется также и в искусстве aвтопортрета московской школы. Ведущим мастером этого жанра является Василий Андреевич Тропинин (1776—1857), бывший крепостной, выпускник Петербургской Академии художеств, с 1824 г. работавший и Москве. Знаменитый портрет А. С. Пушкина кисти Тропинина в сравнении с портретом поэта, созданным в том же году О. А. Кипренским, выглядит идеализированным и даже салонным.

Искусству Тронинина свойственны тенденции сентиментализма. Это качество послужило поводом для несколько ироничной характеристики домашней атмосферы его «халатных» портретов и «жанровой интриги типизированных девушек» — портретов красавиц в бидермайеровском понимании. Тропинин равнодушен к живописному пространству. Это делает его произведения внестилевыми, поскольку именно пространственное мышление определяет творческий метод и индивидуальный стиль живописца.

В ранние годы Тропинин вписывал свои фигуры в интерьеры, изображенные другими художниками. Позднее он делал фон картин нейтральным, coсредотачивая всю работу на светотеневой (но не живописной) моделировке лица и портретируемых. Равнодушные к проблемам А.С. Пушкин. картина В.А.Тропининацвета и изобразительного пространства, Тропинин и его последователи К. И. Рабус, Ф. Ф. Кюнель, С. К. Зарянко, В. Е. Раев, С. М. Шухвостов далеки от истинного Романтизма, в котором движение света и цвета передают движения души. Их картины намеренно архаичны.

Для Бидермайера характерны неопределенность в отношении формы композиции, размывание жанровых границ. Портретируемые Тропинина всегда изображены за каким-либо занятием, но на самом деле они не работают, а только позируют либо кокетничают. В этом «девушки» Тропинина родственны «головкам красавиц» П. Ротари. Сентиментальность сближает московский Бидермайер и эстетику елизаветинского рококо.

В русле бидермайеровской эстетики находятся многие произведения художника-дилетанта графа Ф. П. Толстого, сентиментальные картины П. А. Федотова. Несмотря на стилистическую нейтральность, это искусство выработало устойчивые формы, главным образом в оформлении интерьера и мебели, что объясняет его выживаемость в последующий период Историзма, характеризуемый целым калейдоскопом неостилей. Так, например, в русской мебели заимствованные из Западной Европы элементы «сниженного ампира» были востребованы на протяжении всего XIX в.


Золотошвейка 1826 81х64 см. Тропинин Василий Андреевич
Золотошвейка. 1826 г.
81х64 см. Тропинин В.А.

Девушка с горшком роз Василия Андреевича Тропинина
Девушка с горшком роз.
В.А.Тропинина.

Гитарист Василия Андреевича Тропинина
Гитарист.
В.А. Тропинина.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.