Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Cerenada et Series (Серенада и Сериальность)

Фрагмент картины Дюрера “Апокалипсис“ - “Жена облеченная в солнце и дракон“ СЕРЕНАДА (франц. serenade, итал. Serenata, от sera — «вечер») — «вечерняя песня», музыкальный жанр, вначале вокальный, сложившийся в средневековой Италии. «Вечерние песни» пели влюбленные кавалеры и рыцари (иногда в сопровождении наёмных музыкантов) под аккомпанемент струнных щипковых инструментов под балконами своих дам. В близком музыкальном жанре — ноктюрне («ночной песне») — преобладают тревожные, загадочные ноты, серенады имеют более жизнерадостный, веселый и даже озорной характер.

Итальянское слово «serenita» означает: ясность, тишина, безмятежность. Отсюда ассоциативные настроения изобразительных композиций пасторального, элегического характера.

СЕРЕНИССИМА (итал. serenissima — «светлейшая») — поэтическое название Венеции.

СЕРЕС (итал. Seres, турецк. Seroz) — город в Турции (античный Евхаит).

СЕРИАЛЬНОСТЬ, СЕРИЙНАЯ ТЕХНИКА (франц. serie, от лат. Series — «ряд, вереница, цепь») — проявление вариантности композиционного мышления. Потребность в серии — создании ряда последовательных композиций на одну тему или сюжет — возникает у художника в связи с ограниченностью выразительных средств и потребностью в развитии, а также по причине динамичности, экспрессивности мышления. 

Одна композиция не всегда предоставляет возможность выразить творческий замысел полностью. Серийность не отвергает, а усложняет принцип аккордности (одновременности восприятия) и ансамблевости художественного мышления (сравн. контрапунктический тип композиции). Произведения серии как своеобразного типа композиции объединяются идеей, темой, сюжетом, архитектоникой — общим форматом (размером), изобразительными элементами (персонажами, стаффажем), формальными доминантами: композиционными центрами, вертикалями, горизонталями, симметрией, ритмом (сравн. анаколуф; аритмия; эвритмия), колоритом, художественными тропами.

В классическом искусстве примерами подобной организации композиционного материала являются знаменитые серии П. Брейгеля Старшего «Семь смертных грехов» или «Четыре времени года». Серии особенно распространены в графическом искусстве, в котором малый формат композиции при сложности темы подсказывает художнику создание вариационного ряда. Такова выдающаяся серия из пятнадцати гравюр на дереве А. Дюрера «Апокалипсис».

Серии создавали японские рисовальщики и граверы К. Утамаро («Большие головы»), К. Хокусай.


Фрагмент картины Дюрера “Апокалипсис“ - “Сошествие в ад“
Фрагмент картины
Дюрера “Апокалипсис“
“Сошествие в ад“.

Фрагмент картины Дюрера “Апокалипсис“ - “Ангел с ключом от бездны“
Фрагмент картины
Дюрера “Апокалипсис“
“Ангел с ключом от бездны“.

Фрагмент картины Дюрера “Апокалипсис“ - “Семь ангелов с трубами“
Фрагмент картины
Дюрера “Апокалипсис“
“Семь ангелов с трубами“.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.