Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Хохломская роспись


Хохломская роспись (роспись по дереву)Русский народный старинный художественный промысел. Предполагают, что хохломская роспись возникла во второй половине XVII в. на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается посёлок Ковернино в Нижегородской области.

Имя промыслу дало село Хохлома этой же области, являвшееся центром продажи изделий, изготовленных методом хохломской росписи в 18 – начале 20 века. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

Хохломской росписи свойственна своеобразная манера окраски дерева в золотистый цвет без использования золота. Деревянная посуда и другие изделия, выточенные из дерева, грунтовались глиняным раствором, оловянным порошком и льняным  сырым маслом (в современной методике оловянный порошок заменён алюминием). В дальнейшем на этот грунтовый слой наносился узор с растительным орнаментом, который создавался в свободной манере письма кистью. Затем грунтовый слой с нанесённым  на него узором покрывался лаком, изготовленным из льняного масла (в современных изделиях заменён синтетическим лаком). Готовые изделия закалялись в печи при высокой температуре. Колориту росписи в данной манере присуще взаимосочетание золотистого, красного и чёрного цвета. Типична роспись «под фон» - на цветном фоне силуэтный золотистый рисунок и «верховая» - по золотистому фону нанесены чёрные и красные узоры.

Хохломские художники за работой (И.М. Баканов. Палех, 1929 г.)Угасавший в начале XX в. промысел в наше время возродился. В 1920-х — начале 1930-х г. мастера объединились в артели. С 1960-х годов и до настоящего времени у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и т.д. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях — филиалы). Они выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и т.п.

Известные мастера: Ф.А. Бедин, А.Т. Бусова, О.Н. и С.П. Веселовы, Е.Н. Доспалова, З.Ф. Киева, О.П. Лушина, А.Г. и Ф.Н. Подоговы, А.П. Савинова, М.Ф. Синева, И.Е. Тюкалов и другие.


Изделия Хохломской фабрики (г. Семёнов)
Изделия Хохломской фабрики.
г. Семёнов

Ложки (Хохломская роспись)
Ложки.
Хохломская роспись.

Колокольчик (г. Семёнов, хохломская роспись)
Колокольчик.
г. Семёнов.
Хохломская роспись.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.