Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Органическая архитектура

Дом Фредерика С. Роби (Ф.Л. Райт, 1908-1910 г.) Архитектурное течение, возникшее в 20 веке и развивавшееся в Америке и Западной Европе в 1930-1950-е годы. Цель направления – создание таких строений, форма которых бы происходила от их практического назначения и органически соединялась с окружающей средой, словно форма естественных организмов. Высказанные впервые архитектором из США Л. Салливеном в 1890-е годы и сформировавшиеся под влиянием эволюционной теории биологии, идеи органической архитектуры были развиты в теоретических трудах и творчестве его ученика Ф.Л. Райта.

Основой теории Райта являлась мысль о непрерывности архитектурного пространства, что в корне противоречило основной концепции архитектуры классицизма о подчёркнутом выделении отдельных частей постройки из окружающей среды. Эта концепция впервые реализована им в т.н. домах прерий (дом Уиллитса в Хайленд-Парке, штат Иллинойс, 1902 г.; дом Роби в Чикаго, 1909 г.). Раскрытие специфических свойств естественного материала сочеталось у Райта с романтическим отношением к природному ландшафту, неотъемлемой частью которого должны были быть постройки; вместе с тем Райт отвергал значение внешних аналогий с формами органической природы. В полемике с техницистскими крайностями функционализма в середине 30-х г. органическая архитектура становится одним из популярных течений современной архитектуры, противопоставляя функционализму стремление к учёту индивидуальных потребностей и психологии людей.

Столовая фирмы Оливетти в Ивреа (И. Гарделла, 1959 г.)Например, для создания проекта здания в северном климате Райт придумал план, который назвал «Solar Hemicycle» («Солнечный полукруг»). Здание спланировано в форме полукруга, северная стена которого находится на возвышении и полностью изолирована, а южная стена скомпонована из окон двухслойного стекла и дверей, чтобы солнечное тепло могло проникать в дом даже зимой. Южный козырек спроектирован таким образом, что летом на стекла падает тень, а в зимнее время солнечный свет попадает прямо в окна, даря желанное тепло. Это одно из преимуществ такой формы здания. Балкон, соединяющий спальни, подвешен под потолком и держится на стропилах, спускающихся вниз через два этажа и закрепленных в полу балками. Таким образом, пространство первого этажа совершенно свободно от каких-либо форм опор, поддерживающих верхний этаж.

Под воздействием идей органической архитектуры сложились региональные архитектурные школы в скандинавских странах и в Финляндии (например, творчество А. Аалто и др.). В США её принципы использовала т.н. калифорнийская школа архитекторов во главе с Р. Нёйтрой. В ряде стран под влиянием органической архитектуры возродился интерес к местным архитектурным традициям и народной архитектуре. В дальнейшем популярность концепции органической архитектуры росла одновременно с повсеместным разочарованием в функционализме. Во 2-й половине 40-х г. теория органической архитектуры была подхвачена в Италии архитектором Б. Дзеви; в 1945 г. в Риме создана группа АРАО (по-итальянски Associazione per l’Architettura Organica -  Ассоциация органической архитектуры), подчёркивавшая в программе гуманистическую направленность своих устремлений.

Здание по проекту Р.Х. Ошатс (органическая архитектура)Однако направление в целом было идейно расплывчатым, его объединяющим началом оставался личный авторитет Райта. Абстрактно-гуманистические идеи уводили органическую архитектуру от решения насущных социальных задач, стоящих перед архитектурой. Программным устремлением органической архитектуры к индивидуализму отвергалось использование в строительстве методов стандартизации и индустриализации. Элементы дезурбанистической утопии входили в противоречие с реальными архитектурно-строительными задачами, возникшими после 2-й мировой войны 1939—1945 г., — с необходимостью массового индустриального строительства.

Всё это ограничивало диапазон органической архитектуры главным образом строительством особняков, вилл, загородных отелей. В 1950-е г. и Аалто и Райт стали отходить от органической архитектуры и проектировали здания в интернациональном стиле. После смерти Райта (1959 г.) органическая архитектура окончательно растворилась среди различных тенденций архитектуры 60-х г., направленных на расширение диапазона рационалистических методов архитектурного творчества. Некоторые общие принципы формообразования, отдельные приёмы, выработанные органической архитектурой, продолжают широко использоваться в архитектуре и художественном конструировании. Всплеск интереса к органической архитектуре в начале XXI века связан со становлением эстетики био-тека, которая, в отличие от Райта, признаёт возможность и значимость прямых внешних аналогий архитектурных форм с формами органической природы.


Дом под водопадом (Ф.Л. Райт, 1935 г.)
Дом под водопадом.
Ф.Л. Райт. 1935 г.

Башня Эйнштейна (Э. Мендельсон)
Башня Эйнштейна.
Э. Мендельсон.

Второй дом Джэкобса в Мадисоне (Ф.Л. Райт, 1942 г.)
Второй дом Джэкобса в Мадисоне.
Ф.Л. Райт. Интерьер. 1942 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.