Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




салон массажа для мужчин
Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Скань


(от старославянского глагола "съкати" - сучить, свивать в одну нить несколько прядей; также называется филигрань)

Скань Один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки.

Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур будущего узора. Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.

История.

В Киевской Руси техника скани стала использоваться с IX-X веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия XII-XIII веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с XIII века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни. В начале XIV века мастера стали обогащать сканный орнамент цветной мастикой, а в XV и XVI веках мастику заменила яркая многоцветная эмаль. Скань и эмаль стали неразлучными спутниками и использовались для изготовления изделий и украшений для быта. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.

Корзиночка (серебро, скань, 1806 г.) В XVIII-XIX веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С XIX века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.

В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности (изделия Красносельского ювелирного завода в Костромской области, Мстёрской художественной фабрики «Ювелир» (с 1937 года) во Владимирской области, Ереванского ювелирного завода и многих других). Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и т.п.

Известный современный художник-ювелир Юлия Маланчук, продолжая традиции древних мастеров, включает древние техники - ювелирную скань и зернь в модные высокохудожественные ювелирные изделия и украшения. Созданная ею с высоким мастерством копия Шапки Мономаха для фильма Сергея Бондарчука "Борис Годунов" как драгоценность хранится в музее Мосфильма.

В настоящее время сканью украшают праздничную посуду, шкатулки, множество разнообразных вещей. Выделяют кованую скань, которая используется для изготовления браслетов и колец из толстых проволок веретенообразной формы. Круглая, довольно толстая (диаметром до 5 мм.) проволока проковывается на концах до 1 - 1,5 мм. Две такие заготовки кладут параллельно, и их концы сжимают (сводят) по длине на 8-10 мм., а затем спаивают. Места спайки проковывают, после чего заготовку скручивают в веревочку. Так получается кованый сканный браслет или кованое сканное кольцо.

Серьги Ирисы (эмаль, скань)
Серьги "Ирисы".
Эмаль, скань.

Салфеточное кольцо (серебро, позолота, скань)
Салфеточное кольцо.
Серебро, позолота, скань. До 1958 г.

Пасхальное яйцо (эмалирование по скани)
Пасхальное яйцо.
Эмалирование по скани.
Конец 19 - начало 20 века.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.