Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Удри Жан-Батист


(Oudry Jean-Baptiste, 17 марта 1686 г., Париж — 30 апреля 1755 г.)

Жан-Батист Удри Французский художник эпохи рококо, мастер монументально-декоративного натюрморта. Родился в Париже.

Удри был сыном художника Жака Удри, директора академии св. Луки в 1706 г., державшего бутик на набережной Ферай. По свидетельству д'Аржанвилля, Жан-Батист Удри учился сначала у Мишеля Серра, кузена Риго и живописца короля в Марселе. В 1707 г. он поступил в мастерскую Н. Ларжильера, где копировал фламандские и голландские произведения и изучал, в частности, систему соответствия цветов. Он быстро достиг мастерства в передаче светотеневых и цветовых соотношений между предметами в картине, ему легко удается эффект trompe-l’oeil — «обманки» («Белая утка», 1753 г., Лондон, частное собрание).

Первоначально писал в основном портреты, обращаясь и к другим жанрам. В конце 1710-х годов определилось главное его призвание — искусство подчеркнуто декоративной, натюрмортной и анималистической живописи, где он как бы бросил вызов ведущему французскому мастеру такого рода картин, Ф. Депорту. Несмотря на очевидную тягу к натюрморту, Удри начинает академическую карьеру, как и положено, с религиозных композиций («Св. Иероним», 1708 г., утрачена) и заказных парадных портретов, в которых проявляются все навыки и мастерство, которым он обязан Ларжильеру («Граф и графиня Кастельбланко», около 1716 г., Мадрид, Прадо). Однако, натюрморт вскоре становится его основным призванием, и, перепробовав несколько видов композиций («Натюрморт с обезьяной и скрипкой», 1719 г., Стокгольм, Национальный музей), художник всецело сосредоточивается на сценах охоты. Его дарование в этой области оказывается быстро замеченным, и уже в 1723 г. он получает королевский заказ на три большие охотничьи сцены для дворца в Шантийи (ныне — две в Музее Конде; одна — Руан в Музее изящных искусств). Превосходно скомпонованные, почти иллюзионистические в своей достоверности, охотничьи сцены Удри украшали не только французские (Версаль, Фонтенбло, Марли), но и другие королевские резиденции и дворцы Европы (цикл «Королевские охоты», 1733—1746 г., 8 — Фонтенбло, 1 — Париж, Лувр; «Собаки в стойке перед дичью», Стокгольм, Национальный музей). Блистательное мастерство Удри, реалиста и декоратора, пользовалось вниманием всех европейских любителей охоты, его засыпали заказами, так что иногда он был вынужден дублировать найденные удачные композиции.

Охотничий завтрак (Жан-Батист Удри)В 1726 г. он выставил 26 своих лучших произведений в Больших апартаментах Версальского дворца. Помимо живописных заказов, художник выполнил огромное количество подготовительных картонов для ковровых мануфактур Гобеленов в Бове, где он получил должность художественного директора (1734 г.). В 1736 г. Удри становится старшим инспектором мануфактуры Гобеленов в Париже, для которых создал множество оригиналов со сценами охоты. Он стремился усовершенствовать рисунок шпалер и достичь, несмотря на сопротивления ткачей, более точного воспроизведения картонов, которые исполнял как настоящие картины. Для мануфактуры в Бове художник сделал картины: «Новых Охот» (1727 г.), «Сельских забав» (1730 г.), «Комедий Мольера» (1732 г.), «Метаморфоз Овидия» (1734 г.) и «Басен Лафонтена» (1736 г.).

От ранних, более плотных по живописи, мелочно детализованных вещей, перешел к ритмически-свободным, бравурным композициям в духе рококо, иногда достигая подлинного драматизма («Мертвый журавль», 1745 г., Государственный музей, Шверин). Его живопись пользовалась большим успехом у европейских монархов и вельмож; целый ряд его вещей украсил в XVIII в. и русские дворцы (в их число входит «Натюрморт с фруктами», 1721 г., хранящийся в петербургском Эрмитаже).

Удри работал одновременно для нескольких королевских резиденций. Он создал дессю-депорты и декоративные панно, в частности «Басни Лафонтена» для кабинета Дофина в Версале (1747 г.). Покровительство маркиза Беранган и графа Тессен, обеспечило ему большое количество частных заказов. В музее Шверина собрана блестящая коллекция картин и рисунков Удри, принадлежавшая герцогу Макленбургскому и включающая в себя все жанры, в которых работал художник. Он постоянно возвращался к одной и той же теме и изображал многочисленные «Охоты», собак, застывших перед дичью (Париж, Лувр; Стокгольм, Национальный музей; Шверин, музей), «портреты» королевских собак (Фонтенбло, музей замка), экзотических животных (Шверин, музей). Картины Удри отражают живописные и декоративные поиски художника («Олень, склонившийся над водой»,1747 г., Версаль, музей дворца), в полной мере демонстрируя его владение цветом, световыми эффектами, перспективой. Хотя ему и не всегда удавалось преодолеть условность, Удри считается одним из лучших пейзажистов своего времени («Пейзаж с охотой на волка», 1748 г., Нант, Музей изящных искусств).

Собака с дикой уткой (Жан-Батист Удри)Поздние произведения художника проникнуты большой любовью и восхищением пейзажами Шверина («Весна», 1749 г., Версаль, музей дворца). Для этих произведений характерны и приемы «обманки», что проявилось в его знаменитой «Белой утке». Его стремление к точности переросло почти в навязчивую склонность к достижению полной иллюзии реального («Заяц и баранья нога», 1742 г., Кливленд, музей; «Натюрморт с фазаном», 1753 г., Париж, Лувр; «Головы оленей» в охотничьих апартаментах замка Фонтенбло). В том же духе написан и большой «Натюрморт с дичью» (Сан-Франциско, Дворец Почетного легиона), который должен был помещаться в деревянной обшивке стены в столовой, и «Лаковый табурет» (Париж, частное собрание), служивший передней частью камина. Удри исполнил большое количество рисунков, как правило, связанных с его живописными произведениями и картонами для шпалер. Они сделаны с особой тщательностью, на слегка подкрашенной бумаге с бликами, размытыми акварелью или гуашью («Цапля», Париж, Лувр). Другие зарисовки животных исполнены в технике акварели («Альбом птиц», Кембридж, Массачусетс, музей Фогг). Кроме того, ему принадлежат совершенно законченные рисунки, которые можно рассматривать как самостоятельные произведения; в них художник повторял мотивы своих картин («Голова собаки», Шверин, музей).

Талант Удри проявляется и в 275 рисунках к «Басням Лафонтена» (1729—1734 г., частное собрание), и в 38 подготовительных рисунках (1726—1727 г., Париж, Лувр; Вашингтон, Национальная галерея; частное собрание) для гравюр к «Комическому роману» П. Скаррона (публикация которого была приостановлена в 1736 г.). В 1982—1983 г. в Париже, Фортуорте и Канзас-Сити прошла большая выставка произведений Удри.

Сельской дом (Жан-Батист Удри, 1756 г.)
Сельской дом. Жан-Батист Удри.
1756 г.

Белая утка (Жан-Батист Удри)
Белая утка.
Жан-Батист Удри.
Лондон. 1753 г.

Фонтан в парке (Жан-Батист Удри)
Фонтан в парке. Жан-Батист Удри.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.