Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Стоматология в химках на Лавочкина
Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Станковая живопись

Ледяные горы (И.К. Айвазовский, 1870 г.) Род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Основной формой станковой живописи издавна является картина, отделенная рамой от окружающей обстановки. В буквальном понимании — живопись, созданная на станке (мольберте). Произведение станковой живописи создаётся на нестационарной (в отличие от монументальной), и не утилитарной (в отличие от декоративной) основе (холсте, картоне, доске, бумаге, шёлке), и предполагает самостоятельное и не обусловленное окружением восприятие.

Предшественниками картины были почти не сохранившаяся древнегреческая станковая живопись на досках (пинакс), иногда на холсте, а также имевшие сакральное значение эллинистические и римские портреты (наиболее сохранившийся их вариант — погребальный фаюмский портрет). С античной традицией поначалу связаны христианские иконы — религиозная станковая живопись; однако в ходе развития живописи средних веков иконы объединяются в монументальные ансамбли алтарных преград, иконостасов и алтарей, получая смысловое и декоративное единство.

В XIV—XVI в. формируются относительно самостоятельные типы картин, долгое время еще связанные с ансамблем храмовых, дворцовых и домашних интерьеров. Лишь в XVII в. (особенно в Голландии) складываются и в конце XVIII—XIX в. окончательно вырабатываются нормы собственно станковой живописи, требующие полного погружения зрителя в мир картины и освобождающие ее от дидактических и декоративных функций. В конце XIX—XX в. вновь оживает интерес к монументальным и декоративным качествам станковой живописи.

Основные материалы станковой живописи — масляные, темперные и акварельные краски, гуашь, пастель, акрил. На Дальнем Востоке получила преимущественное распространение живопись тушью, (в основном — монохромная), зачастую интегрирующая каллиграфию. Особое место занимает монотипия — псевдотиражная техника живописи, использующая характерный для эстампа приём нанесения красочного слоя на бумагу отпечатыванием с доски (металлической, пластиковой, стеклянной). Европейская картина, как правило, отделяется от окружения рамой или паспарту, восточная традиция оставляет живопись в листе или свитке, иногда дублируя на декоративное основание. Станковая живопись — один из основных видов изобразительного искусства, наиболее богатый жанрами и стилями.

Солнечный день (И.И. Шишкин)
Солнечный день.
И.И. Шишкин.

Гусляры (В.М. Васнецов, 1899 г.)
Гусляры. В.М. Васнецов. 1899 г.

Осенний день. Сокольники. (И. Левитан, 1879 г.)
Осенний день.
Сокольники.
И. Левитан. 1879 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.