Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Движки


(оживки, отметки)

Движки на иконе Белильные блики, положенные поверх вохрения для моделирования выпуклых частей на личном письме или при изображении обнажённого тела; могут иметь форму мазков, пятен, линий и т.п. Движки очень оживляют изображение, их иногда называют «оживками». Техника написания современной иконы восходит к древним иконописным традициям, сложившимся в течение двух тысячелетий.

В иконописи с давних пор существует определенная последовательность в процессе написания иконы. Весь технологический процесс создания иконы разделен на несколько этапов:

  • подготовка основания - иконной доски и приготовление красок;
  • грунтование доски левкасом (грунт на основе мела и клея);
  • золочение;
  • нанесение красочного слоя - живопись;
  • покрытие иконы олифой.

Эти этапы и операции носят наименование "ремёсла", и обычно в древности каждый этап осуществлялся отдельным мастером в иконописной артели.

Доска. Иконные доски, как правило, делаются из определенных пород хорошо высушенной древесины, таких как: липа, сосна, ель, кипарис. Твердые породы древесины используются редко из-за трудности обработки. Обычно из таких пород как дуб делаются шпонки для досок, предназначенные для предохранения доски от коробления, что часто с ними происходит в процессе дальнейшего высыхания доски. Доска для иконы, если она не цельная, должна быть собрана из однородных досок и хорошо склеена. Торцы досок должны быть очень хорошо подогнаны. Для склейки подходит любой натуральный, коллагеновый клей - столярный, костный, мездровый можно использовать кроликовый.

Макарий ЕгипетскийЛевкас. После подготовки основы - иконной доски, приступают к следующему этапу работы - грунтовке доски, или левкашению. Левкашенье доски - одна из ответственных подготовительных работ, ибо именно от хорошего левкашения зависит надежность соединения между разнородными поверхностями. Мел должен быть чистый - просеянный и, желательно, отмученный в воде. Для левкаса приготовляют клей, заливая водой и давая ему набухнуть в течении трех часов. Затем его варят на водяной бане, при этом температура не должна превышать 60 - 70 °C, чтобы молекулы глютина не разрушались. В теплый клеевой раствор постепенно всыпают порошок мела, постоянно его помешивая до получения жидкой сметанообразной массы.

Рисунок. Древние мастера делали рисунок прямо на подготовленной и залевкашенной доске. Рисовали углем или кистью. Эти опытные мастера назывались "знаменщики". Рисунок или "знамение" набрасывали жидкой черной краской, а затем обводили, уточняя более густой. Современные иконописцы, имеющие достаточный опыт, так же часто пользуются этим же методом, не прибегая к рисованию на бумаге. Этот метод позволяет более близко и точно почувствовать пространство и форму иконной доски и наилучшим образом вписать в нее рисунок. Однако так же часто иконописцы прибегают к способу нанесения рисунка на доску с помощью прориси, такого рисунка, который выполняется на бумаге или кальке для последующего переноса изображения на доску.

Золочение. Перед золочением рисунок процарапывается ко контуру изображения, и часть левкаса, предназначенная для золочения тщательным образом полируется. Левкас, предназначенный под живопись, лучше не полировать слишком тонко, чтобы краска лучше связывалась и проникала в левкас. Для золочения используются листки сусального золота. В древности их получали из предварительно отожженных металлов посредством ручной ковки. Золото может иметь различные оттенки от зеленоватых до красноватых в зависимости от пробы - примесей серебра и меди. В древности использовали более толстое золото.

Икона Богоматери Неувядаемый ЦветКраски. В иконописи в качестве основных красок применяют как природные минеральные пигменты, так и пигменты химического производства. Минеральные пигменты измельчаются и перетираются. Колер - готовая к работе краска - приготовляется на основе перетертого пигмента с добавлением эмульсии.

Живопись. В иконописи используется многослойная последовательная система живописи, где каждый этап имеет свое богословско-символическое и живописное значение. В структуре иконы можно выделить три основных этапа. Первый этап живописи называется "роскрышь", на этой стадии цвета наносятся локально. Поверхности изображения раскрывается. Краски наносятся последовательно тонкими слоями, начиная с более темных тонов, учитывая прозрачность и структурные особенности красок. Следующий живописный этап называется "высветление" или для живописи тела - "охрение", основу этого тона составляет охра. Это основной моделирующий форму изображения слой, дающий материи форму. Он состоит из нескольких фаз: первое, второе и, если необходимо, третье высветление. Живопись лика также состоит из нескольких фаз - первое, второе охрение, а так же "подрумянка". Третий завершающий этап называется "оживки" или "движки", этот этап характерен исключительно для иконописи и не встречается в других типах живописи. Оживки, это быстрые короткие - светоносные удары кисти, наносимые в самых светлых местах изображения, они как бы оживляют, зажигают светом форму, материю. Эти движки символизируют отблески Божественного света, дающие жизнь и дыхание каждому живому существу. Для живописи лика этот этап так же делится на отдельные фазы: первые оживки, "приплеск" или "проплавка", объединяющая оживки и охрение, и окончательные оживки.

Олифа. Олифление - завершающий работу этап. Икона слегка нагревается и покрывается льняной олифой. Это покрытие защищает икону от влаги и пыли и укрепляет живописный слой, придавая ему значительную прочность. Живопись становиться более прозрачной и насыщенной.

Движки
Движки моделируют
выпуклые освещенные
детали лица.

Движки на иконе Божьей Матери
Движки на иконе
Божией Матери
"Отрада и утешение".

Движки на иконе Архангела Михаила
Движки на иконе
Архангела Михаила.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.