Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Диорама


(от греческого dia - через, сквозь и horama - вид, зрелище)

Здание диорамы Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года в Севастополе Лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина-декорация больших размеров с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Изображает здания, пейзажи или батальные сцены с переменным освещением. Диораму относят к массовому зрелищному искусству, в котором иллюзия присутствия зрителя в природном пространстве достигается синтезом художественных и технических средств.

Диорамы рассчитаны на искусственное освещение и часто располагаются в специальных павильонах. Огромную роль в экспонировании диорамы играют оборудование экспозиционного зала и конструкция смотровой площадки, а также свет и звук (музыкальное и дикторское сопровождение). Большинство диорам посвящено историческим сражениям. Наиболее широко диорама применяется в музейной практике как особый способ подачи документального материала, подкрепленный образной эмоциональностью.

Для усиления иллюзии рама диорамы составляется предметами, среди которых находится зритель, например для этого служат столбы, перила и крыша настоящей беседки или павильона расположенные так, что зритель, даже переходя с места на место, не может видеть краев картины. Диорама занимает одну только сторону, или все пространство, окружающее павильон, представляя собой в последнем случае внутреннюю поверхность цилиндра, которого верх и низ скрыты от зрителя.

Штурм Берлина (диорама)Такая декорация с круговым горизонтом часто называется панорамой, но существенной особенностью диорамы является переменное освещение. Первая диорама была создана во Франции в 1822 году Луи Жаком Дагером, знаменитым изобретателем фотографии. Сложные механизмы и изощренная игра света вместе с зеркалами и пологом размерами 22х14 м. диорамы Дагера и Бутона держали в напряжении зрителей, перед которыми каждые 15 минут менялись сюжеты: горы, развалины готических замков, итальянские пейзажи.

Перемена освещения в диораме производится при помощи цветных стекол, находящихся в крыше здания, в котором находится картина; но кроме того картина освещается насквозь с задней ее стороны. Для достижения этой цели картина пишется достаточно прозрачными красками на тонкой материи и даже на двух ее сторонах, что позволяет, при сквозном освещении, вводить и новые красочные тона и даже новые предметы или же только усиливать одни из них и ослаблять другие.

В Берлине диорама была позднее устроена известным декоратором Грониусом, откуда в 1851 г. она была переведена в Петербург; у нас она была известна под названием панорамы Палермо. Посетители входили внутрь круглого здания и по лестнице поднимались в павильон, из которого открывался во все стороны вид на Палермо и его окрестности.

Диорама Альпийский поход СувороваПавильон находился как бы внутри монастырского здания, двор которого был выстлан каменными плитами; вблизи видна была колокольня (все - живопись), с которой, при наступлении сумеречного освещения неслись звуки колокола, призывавшие к вечерней молитве, что способствовало усиленно иллюзии, производимой прекрасно написанной декорацией.

Первая советская диорама «Взятие Ростова», посвященная событиям Гражданской войны, была создана в 1929 году Митрофаном Борисовичем Грековым. Диорама была утрачена в годы Великой Отечественной войны. В создании диорам принимали участие М.И. Авилов, В.К. Быляницкий-Бируля, Г.Н. Горелов, Б.В. Иогансон, А.А. Лабас, А.В. Моравов, А.А. Пластов, Г.К. Савицкий, В.С. Сварог, П.П. Соколов-Скаля, а также члены Студии военных художников имени М.Б. Грекова, образованной в 1934 году. В 1977 году Е.И. Дешалыт создал самую большую в мире передвижную диораму «Панорама Москвы», которая с успехом экспонировалась в Филадельфии (США), Софии (Болгария), Лондоне и Турции, а с 1980 года до начала перестройки — на ВДНХ в Москве.

В настоящее время наиболее типичными являются диорамы с набитыми чучелами животных и птиц и имитацией растений для реалистичного представления среды их обитания в природных условиях. Обычно их можно видеть в большинстве крупных городов в краеведческих музеях и музеях природы.

Блокада Ленинграда (фрагмент диорамы)
Блокада Ленинграда.
Фрагмент диорамы.

Курская битва (фрагмент диорамы)
Курская битва.
Фрагмент диорамы.

Контрнаступление советских войск под в декабре 1941 г.
Контрнаступление
советских войск под Москвой
в декабре 1941 года.
Фрагмент диорамы.



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.