Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Иконография


(от греческого eikon — изображение, образ и grapho — пишу, черчу, рисую)

Иконография СпасителяВ изобразительном искусстве - строго регламентированная система изображения определённых сюжетных сцен или образов. Начало иконографических систем связывают с религиозным культом. Устанавливалась обязательность соблюдения правил иконографии.

Возможно, это вызвано необходимостью облегчить узнавание изображённого персонажа или сцены, но скорее всего это было вызвано необходимостью согласовать изображение с теологическическими утверждениями.

В иконографии выделяют:

  • Иконография Богородицы.
  • Иконография Иисуса Христа.
  • Иконография «праздников» в христианском искусстве.
  • Иконография Будды и бодхисатв в буддийском искусстве.

На протяжении веков, с обогащением искусства новым содержанием, иконографические схемы постепенно менялись. Обмирщение искусства, развитие реализма и творческой индивидуальности художников (в Европе в эпоху Возрождения) обусловили как свободу истолкования старых иконографических схем, так и появление новых, менее строго регламентированных.

Иконография Божией МатериВ искусствознании иконография — описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей (реальных или легендарных) или сюжетных сцен.

Метод иконографии сложился в 1840-х г. во Франции и Германии как средство изучения средневекового искусства, его источников, связей с религиозными и литературными явлениями путём истолкования символики, аллегорий, атрибутов и т.д.

В 19 — 20 веке русский историк искусства Н.П. Кондаков использовал метод иконографии для изучения византийских традиции в средневековом русском искусстве.

Американский учёный Э. Панофский выдвинул иконографию как основу так называемого иконологического метода исследования сюжетной стороны произведений искусства, чтобы определить их значение и смысл в контексте данной культуры, выявить отражённые в них черты миросозерцания. Обращение к иконографии не как к самоцели, а сочетающееся с разносторонним исследованием социальных и эстетических аспектов искусства, является одним из условий верного понимания художественного произведения.

Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо лица (писателя, политического деятеля и т.д., например В.И. Ленина, А.С. Пушкина).

Иконографией называется и совокупность сюжетов, характерных для какой-либо эпохи, направления в искусстве и т.д. Также иконографией называется совокупность изображений однотипных биологических объектов (например, насекомых), выполненных по определённым правилам.

Умиление Путиводительницы
Умиление
Путиводительницы.

Иконография Святцы
Иконография Святцы.

Иконография Пророка
Иконография
Пророка.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.