Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Руст

Палаццо Медичи-Рикарди. Внутренний дворик монастыряРуст (от лат. rusticus — «простой, грубый, сельский», от rus — «деревня, село») — рустом в архитектуре называют большой, грубо отесанный камень, лицевая сторона которого сохраняет сколы и фактуру каменной глыбы. Другое название «дикий камень». Рустика — кладка или облицовка стен здания крупными камнями грубой, зернистой фактуры, похожими на скалы, обросшие мхом.

Такая кладка является характерным элементом «сельского стиля», получившего распространение в Италии в период Маньеризма второй половины XVI в. Дж. Вазари упоминает, что «деревенский порядок» (итал. ordine rustico) применяли еще древние римляне при строительстве ворот, крепостей, сторожевых башен, мостов и акведуков.

В эпоху Итальянского Возрождения в «рустичном стиле» строили загородные виллы и городские дворцы — палаццо, внешний облик которых в неспокойное время XV—XVI вв. должен был создавать образ твердыни, неприступной крепости. Таковы фасады Палаццо Медичи-Рикарди (1444—1459) и Палаццо Строцци (I489-1504) во Флоренции. Рустовка фасада и внутреннего двора Палаццо Питти во Флоренции, созданная Б. Амманати позднее, в 1558—1560 гг., отражает иные тенденции — стремление к причудливому, необычному в период флорентийского Маньеризма.

Руст, «перечеркивающий» колонну в поперечном направлении, противоречит тектонической логике, впечатлению ясности вертикальной опоры, ее несущей функции и поэтому создает впечатление зыбкости, призрачности. Колонна с поперечными рустами, или муфтами (голландск. mouwtje, от mouw, mow - «рукав»), называется муфтированной колонной. Подобные приемы встречаются в архитектуре разных эпох и стилей и иногда создают весьма причудливые формы.

Главный фасад Большого дворца в ВерсалеОбработка арочного проема крупными камнями трапециевидной формы с большим - замковым камнем в центре либо оформление такими же клинчатыми камнями «со сдвигом» горизонтального перекрытия оконного или дверного проема называют клинчатым рустом. «Дощатым», или «французским» (ленточным), рустом называют обработку фасада, как правило его нижней части, глубокими горизонтальными врезами (без вертикальных швов). Такой руст применил Ж. Ардуэн-Мансар в нижнем этаже главного фасада Большого дворца в Версале (1678-1686). Обработка выступающих камней в форме четырехгранных пирамид, грани которых благодаря полировке ярко сверкают на солнце, напоминая ограненные алмазы, называется «бриллиантовым рустом». В Италии подобную рустовку именуют диаманти (итал. diamanti — «алмазный, бриллиантовый»).

«Бриллиантовый руст» иногда имитируют росписью. Квадры «бриллиантовой огранки» разделяют плоскими дорожками, что усиливает игру светотени. Плоский руст усложняют зернистой фактурой или скошенными гранями, в этом случае его называют фацетированным. Обработку швов между квадрами именуют расшивкой. Помимо нижнего, цокольного этажа рустом акцентируют углы здания. В России, в архитектуре «петровского барокко», а позднее — русского классицизма, рустовку по углам здания имитировали кирпичной кладкой и штукатуркой, дополнительно выделяя цветом. В архитектуре русских усадеб, в деревянных зданиях — досками с последующей двуцветной окраской. В XIX в., в периоды Историзма и Модерна, рустовку активно использовали в зданиях стиля «неоренессанса», стилизованных под венецианские и флорентийские палаццо эпохи Возрождения.


Палаццо Рикарди (Медичи). Флоренция
Палаццо Рикарди
(Медичи).Флоренция.

Палаццо Питти
Палаццо Питти.

Фасад Палаццо Строцци
Фасад Палаццо Строцци.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.