Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Неоклассицизм

Клятва Горациев (Жак Луи Давид)
Художественные явления, происходившие в последней трети 19 – 20 веке, характеризующиеся возрождением традиций античности, эпохи Возрождения и классицизма. Второе значение термина – обозначение эпохи классицизма во второй половине 18 – первой трети 19 века, в отличии от искусства классицизма 17 – первой половины 18 века.

В изобразительном искусстве понятие "неоклассицизма" включает гораздо более широкий круг явлений, чем в архитектуре, и применяется по отношению к более разнородным художественным течениям. Здесь особенно остро выразилось желание противопоставить внутреннюю гармонию классических образов трагической дисгармонии современной жизни, идейному и стилистическому брожению в искусстве.

Некоторые предвосхищающие неоклассицизм моменты ощутимы уже в творчестве прерафаэлитов (с середины 19 в.). Однако впервые о неоклассицизме как об относительно целостном явлении можно говорить применительно к так называемому неоидеализму, окончательно сложившемуся к концу 1870-х г. в Германии.

Купидон и Психея (Жак Луи Давид)Полемизируя как с академической эклектикой и натурализмом, так и с реализмом, следуя "вечным" идеалам красоты, "неоидеалисты" (живописцы А. Фейербах и Х. фон Маре, скульптор А. Хильдебранд и другие) стремились возродить (хотя это нередко осуществлялось в отвлеченно-рассудочной форме) монументальность и пластичную чёткость классического искусства. В области эстетики это стремление обосновывалось в сочинениях К. Фидлера, считавшего задачей искусства преодоление "хаоса" действительности, формотворчество как выражение особой "формы видения" художника.

Большое распространение неоклассицизм получил в конце 19 — начале 20 в., явившись одной из разновидностей реакции на импрессионизм. Он сочетал в общем русле определённые позднеакадемические тенденции, в той или иной степени программное следование принципам античного искусства (причём не столько периода классики, сколько архаики), реже - искусства Возрождения (опять-таки не столько Высокого, сколько Раннего) и классицизма, а также имел соприкосновение (порой очень близкое) со стилистикой "модерна". Термин "неоклассицизм" в разной мере применим к творчеству или к отдельным сторонам творчества таких мастеров конца 19 — 1-й половины 20 в., как скульптор Э. А. Бурдель во Франции, К. Миллес в Швеции, Г. Вигеланн в Норвегии,  французский скульптор А. Майоль, К. Нильсен в Дании, И. Мештрович в Югославии, Ф. Мессина в Италии, французы М. Дени и П. Пюви де Шаванн, швейцарец Ф. Ходлер, в России – А. Т. Матвеев, С. Т. Коненков, Л. С. Бакст., А. Е. Яковлев, С. Д. Меркуров, В.А. Серов.

Посвящение Бахусу (Лоуренс Альма-Тадем)Причастность к неоклассицизму обнаруживают и течения в изобразительном искусстве 1920-х — 1930-х г., возникшие как реакция соответственно на экспрессионизм, футуризм, кубизм: "новая вещественность" в Германии (А. Канольдт и др.), оказавшая в 1930-е г. влияние на регионализм в США (Г. Вуд и др.); претерпевшая в 1920-е г. эволюцию "метафизическая живопись" в Италии (Дж. Де Кирико, Ф. Казорати и др.): "неоэнгризм" П. Пикассо во Франции, отличавшийся от перечисленных течений своей гуманистически-идиллической тональностью и в большей мере повлиявший на характер неоклассицизма других европейских школ. Так же, как и в области архитектуры, арсенал художественных средств неоклассицизма использовался официальным искусством фашистских режимов для создания ложномонументальных, безжизненно-холодных либо напыщенно-патетических образов, воплощающих культ государственной мощи и "героя-сверхчеловека" (живописцы А. Фуни, М. Сирони и др. в Италии, скульптор А. Брекер и др. в Германии).

Бульдог (Артур Вардл)В архитектуре выделяются три периода наиболее широкого распространения неоклассических течений, связанных большей частью с традициями классицизма: первый, начавшийся около 1910 г. и в ряде стран продолжавшийся до середины 1920-х г.; второй, захвативший в основном 1930-е г.; третий, зародившийся в конце 1950-х г.

В первый период лаконизм и логичность организации классической формы выдвигались в противовес формальному произволу и избытку декора в архитектуре эклектики и "модерна". В ряде стран неоклассицизм этого времени использовал конструктивные приёмы, выработанные "модерном", и содержал в себе определённые рационалистические тенденции (О. Перре и Т. Гарнье во Франции, П. Беренс в Германии, О. Вагнер и А. Лоз в Австрии, Г. Асплунд в Швеции и др.).

В русской архитектуре 1910-х г. неоклассицизм получил более ретроспективную окраску, преобладающим здесь было стремление утвердить основные принципы архитектурной классики (И.А. Фомин, И.В. Жолтовский, В.А. Щуко и др.); в те же годы к стилизации классических мотивов обратились и представители русского "модерна" (Ф.О. Шехтель, Ф.И. Лидваль и др.).

Поцелуй (Франческо Хайес)В США и Великобритании неоклассицизм 1910-х — 1920-х г. развивался преимущественно в официальной архитектуре, отличаясь парадной представительностью и подчёркнутой монументальностью (например, памятник А. Линкольну в Вашингтоне, 1914—1922 г., архитектор Г. Бэкон).

В 1930-е г. средства неоклассицизма широко использовались в архитектуре Италии и Германии для создания преувеличенно монументальных, подавляющих человека сооружений, служивших целям пропаганды фашистской идеологии (Университетский городок в Риме, 1930—1935 г., архитектор М. Пьячентини; Дом искусства в Мюнхене, 1933—1937 г., архитектор П.Л. Трост; Имперская канцелярия в Берлине, 1938 г., архитектор А. Шпеер, разрушена в 1945 г.). В этих постройках неоклассицизм был приведён к подчинённым строгой симметрии, застывшим, огрубленным формам.

Для этого направления характерны сочетание некоторых композиционных приёмов классицизма с формами, диктуемыми современными конструкциями, имитация дорогих материалов, нередко - введение в постройки за пределами США элементов, внешне ассоциирующихся с местной архитектурной традицией (посольства США: в Дели, 1958 г., архитектор Э. Стоун, Лондоне, 1960 г.. архитектор Э. Сааринен, Афинах, 1957—1961 г., архитектор В. Гропиус, и др.).

Наиболее значительное сооружение неоклассического направления в официальной и коммерческой архитектуре США - Линкольн-сентер в Нью-Йорке (1960-е г., архитекторы Ф. Джонсон, У. Харрисон, М. Абрамовиц, Э. Сааринен), здания которого образуют чёткое и симметричное обрамление прямоугольной площади. Принципы неоклассицизма нашли также известное отражение в советской архитектуре во 2-й половине 1930-х - начале 1950-х г.

Мария Луиза Парма (Менгс Антон Рафаэль)
Мария Луиза Парма.
Менгс Антон Рафаэль.
1765 г.

Наполеон на Святом Бернарде (Жак Луи Давид)
Наполеон на Святом
Бернарде.
Жак Луи Давид.
1800 г.

Царица ангелов (Вильям Бугро)
Царица ангелов.
Вильям Бугро.
1900 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.