Орфизм
(по-французски orphisme, от Огрhee - Орфей)
Направление во французской живописи 1910-х г. Название дано в 1912 г. Аполлинером. Генетически связанный с кубизмом, орфизм вместе с тем обнаружил близость и к другим модернистским течениям - футуризму и экспрессионизму. Официальное "крещение" орфизма произошло на Салоне независимых в Париже. Действительно термин этот был изобретен Аполлинером (орфизм как культ Орфея) и впервые публично заявлен во время лекции посвященной современной живописи прочитанной в октябре 1912 г.
Аполлинер и сам не мог понять границ нового направления. На самом деле путаница, царящая и поныне, произошла из-за того что Аполлинер неосознанно спутал две взаимосвязанные проблемы. Прежде чем пытаться соединить их, ему следовало подчеркнуть их различия. С одной стороны - создание Делоне живописных выразительных средств полностью основанных на цвете, а с другой - расширение кубизма благодаря появлению нескольких разных направлений.
На самом деле термин "орфизм" впервые появился в статье Аполлинера "Die moderne Malerei" напечатанной в феврале 1913 г. в журнале Der Sturm. Она и положила начало путанице. Уже в начале Аполлинер подчеркивает что две новые живописные тенденции показавшиеся ему наиболее важными это с одной стороны кубизм Пикассо а с другой - орфизм Делоне. Это утверждение как и любое эстетическое суждение может казаться спорным но оно и сегодня остается совершенно резонным и обоснованным. К сожалению Аполлинер затем приводит список художников испытавших на себе влияние этих двух великих художников. Путаница наблюдалась также и всписке последователей Пикассо (Брак Метсенже, Глез Грис и Мари Лорансен) и в списке последователей Делоне - это плод чистой фантазии, поскольку в него включены одновременно Леже Пикабиа, Мари Лорансен, Марсель Дюшан и в Германии - Кандинский, Марк Мейднер, Макке Явленский, Мюнтер и Фрейндлих не говоря уже об итальянских футуристах оказавшихся последователями художника которого они резко отвергали. В книге "Художники-кубисты" (Париж 1913 г.) он окончательно причисляет к орфистам Пикассо, Делоне, Леже, Пикабиа, Дюшана, а также Пьера Дюмона и Анри Валанси. Наконец в ноябре 1913 г., подводя итоги первого Осеннего салона в Берлине ("Soirees de Paris") он говорит в заключение о Делоне и его жене затем воздает должное Глезу Кандинскому Леже Метсенже Пикабиа и итальянским футуристам и заканчивает таким образом: "...это историческая выставка и если орфизм впервые появился в Салоне независимых то здесь мы стали свидетелями первого Салона орфизма".
В действительности этот термин обозначавший сначала только живопись Делоне распространился благодаря Аполлинеру на весь авангард за исключением ортодоксального кубизма Пикассо. С этой точки зрения выражение "четвертованный кубизм" которое он также иногда употреблял было безусловно менее пагубным так как оно не вносило путаницы. Понимая что Аполлинер был в дружеских отношениях со всеми передовыми художниками того времени и фактически официальным глашатаем кубизма большинство других критиков слепо последовало за ним и принялось рассуждать об орфизме как о движении занесенном в каталоги. Когда перечитываешь их отчеты о Салоне независимых 1913 г., замечаешь что всюду термин употребляется только по отношению к участникам зала 45 где находилась большая картина Делоне "Команда Кардиффа".
Потому-то все и воспринимали Делоне как лидера этого нового направления. Некоторые критики правда не относили к орфистам по меньшей мере трех художников экспонировавшихся в том же зале: Ван Донгена (давно причисленного к фовистам), Шагала (тогда еще мало известного в Париже) и Алис Байи. Зато все причисляли к последователям Делоне П. Брюса, Моргана, Рассела (создателя вместе со Стентоном Макдональд-Райтом движения синхронизма, которое, несмотря на утверждения самих художников определенно испытало влияние Делоне) Ф. Пикабиа, Фернана Леже и чеха Франтишека Купку две картины которого («Вертикальные планы» и «Соло коричневой черты») едва ли обнаруживают сходство с искусством Делоне хотя их автор был одним из создателей беспредметной живописи, которой и соответствуют эти два произведения.
В заключение нужно сказать что слово "орфизм" не относится ни к какому реально существующему направлению а служит лишь свободной перегруппировке столь разных, часто даже противоположных, художников (Делоне, Дюшан, Кандинский). Невозможно поэтому изложить историю живописного направления которого никогда не существовало и единственной историей которую можно рассказать оказывается, в конечном счете, история самого этого термина.
Солнце. Роберт Делоне.
|
В честь Берлио. Роберт Делоне.
|
Окно. Роберт Делоне.
|