Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Русская иконопись

Каргополь, собор Рождества Христова«СЕВЕРНЫЕ ПИСЬМА» — обобщающее название иконописи Русского Севера XIV-XVIII вв. В XII-XIII вв. славяне, в основном из Новгорода Великого и Владимиро-Суздальских земель, осваивали земли по берегам рек Северной Двины, Устюга и Мезени, районов Обонежья, Каргополья, Вологодского и Архангельского краев. Эти земли были населены в то время редкими финно-угорскими племенами. На Севере появились часовни, погосты — своеобразная деревянная архитектура славян, а также иконопись. Потребность в ико-нах была так велика, что этим делом стали заниматься крестьянские мастера. Отсюда характерные черты «северных писем» — архаичность, лапидарность свойственные наивному искусству и народному творчеству.

Открытость ярких, контрастных цветов, резкость и графичность письма отчасти напоминают особенности новгородской школы, с которой более всего были связаны местные иконописцы. Часто использовали растительный — травный орнамент. Рождество Христово Из Христорождественского собора в Каргополе Большая мастерская существовала в Каргополе. Иконы этой мастерской характерны множеством сцен, соединенных в причудливое целое по повествовательному принципу— наивно и занимательно. Такова большая икона «Рождество Христово» из Каргополя конца XVI - начала XVII в. (ныне в Русском музее в Петербурге). Чаще иконописцы изображали любимых заступников -Николая, Егория, Власия, Илью Пророка , Флора и Лавра.

Термин «северные письма» появился в середине XIX в. и имеет условный характер, поскольку им обозначают многие провинциальные школы и мастерские. Происхождение северных икон подчас трудно установить. Деревянные церкви и погосты часто горели; спасая иконы, их переносили в другие храмы и селения. Поэтому в относительно поздних храмах можно встретить древние иконы неизвестного происхождения. В XVIII-XIX вв. на Русском Севере работали иконописцы-старообрядцы— «старинщики», или «подфурники», которые воспроизводили старинные, «дониконовские» образцы. По стилистике письма северные иконы условно разделяют на «вологодские», «каргопольские», «устюжские».


Произведения иконописи Русского Севера XIV-XVIII вв
Произведения иконописи
Русского Севера
XIV-XVIII вв.

Произведения иконописи Русского Севера XIV-XVIII вв
Произведения иконописи
Русского Севера
XIV-XVIII вв.

Произведения иконописи Русского Севера XIV-XVIII вв
Произведения иконописи
Русского Севера
XIV-XVIII вв.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.