Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Элитные двери в классическом city-door.ru.
Прокат и аренда мебели в москве rent4party.ru.
Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Законы композиции

Законы композицииНаиболее важными законами художественной композиции являются законы цельности, равновесия, соподчинения. Под цельностью понимают необходимость согласованности всех элементов композиции, связь и неповторимость её элементов. Под равновесием - уравновешенность и гармония различных частей одного целого. Под соподчинением - подчинение всех композиционных средств единой идее и замыслу.

Цельность.

Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты форм и содержаний в единое целое. В композиции все элементы приводятся к гармоничной упорядоченности. То есть, должна быть целостность самой формы и целостность между элементами форм.

Говоря о целостности композиции, мы подразумеваем, что все элементы композиции, как главные, так и вспомогательные, увязаны в единую органичную систему. Это можно сравнить, например, с песней, когда одновременное звучание нескольких различных инструментов и голоса певца гармонично объединены в целое. Голос, выступая главным элементом композиции, передает главную суть песни, а инструменты создают и поддерживают эмоциональное настроение этой песни, ее ритм, а иногда несут в себе еще и этнические признаки и т.д. Если звучание хотя бы одного инструмента не будет подчинено общей мелодии по ритму, громкости или тональности, то вся композиция начнет разрушаться.

Закон целостности в картине Черный квадратНесложно представить ситуацию, когда оркестр исполняет какую-либо мелодию, а один или несколько инструментов в этот же момент исполняют мелодию иную. Скорбная песня с задорной мелодией не вызывает скорбных чувств, а веселая песня под скорбную музыку не создает веселья. Простой пример с песней показывает, насколько важно увязать все элементы композиции в единое нечто. В этом и состоит целостность композиции.

Основные черты закона целостности:

  1. Неделимость композиции, или невозможность воспринимать ее как сумму разрозненных элементов. Неделимость закладывается с помощью конструктивной идеи.
  2. Необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции (имеется ввиду необходимость отслеживать, насколько эти элементы идут вместе и не оторваны ли они друг от друга).

Равновесие.

Это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу по выразительности. Распределение цветовых пятен, объемов относительно центра должно давать ясную зрительную информацию об устойчивости.

Выделяют статическое и динамическое равновесие.Статическое- это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности.Динамическое- это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.

Соподчинение и равноценность элементов.

Закон единства композицииСоподчинение - это выделение центра композиции (доминанты), которому подчиняются все остальные элементы (причем, не просто подчиняются, а усиливают его значимость), т.е. в композиции возникает иерархия. В иерархии могут быть доминанты второго порядка (акценты). В зависимости от количества уровней доминант, выделяют две степени иерархии между элементами:

  1. двухуровненный (доминанта и второстепенный (-ые) элементы или доминант и акцент).
  2. трехуровненный (например: доминант, акцент и второстепенные элементы).

Композиционный центр зависит от:

  1. Своей величины и величины остальных элементов.
  2. Положения на плоскости. Вокруг элемента организуется пустое пространство, а все остальные сближаются. И на главный элемент указывают силовыми линиями второстепенные.
  3. Формы элемента, которая отличается от формы других элементов.
  4. Фактуры элемента, которая отличается от фактуры других элементов.
  5. Цвета. Путем применения контрастного (противоположного цвета) к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот; хроматический цвет среди ахроматических; теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов; темный цвет среди светлых).
  6. Проработки элементом. Главный элемент более проработан, чем второстепенные.
  7. Освещения элемента.

В законах композиции существует также целый ряд правил (сюжетно-композиционный центр, параллельность, асимметрия, ритм, симметрия, расположения главного на втором плане, портретное изображение фигуры или головы, восприятие объектов изображения) и приемов (вертикали и горизонтали, диагональных направлений, пространства, передачи впечатления монументальности и других).

Японский сад
Японский сад.
Создан по законам
композиции.

Рисунок ученика художественной школы
Рисунок ученика Детской
Художественной школы г. Назарова.

Учебник по основам композиции
Учебник
"Основы композиции".




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.