Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Репин Илья Ефимович


(24 июля 1844 года, Чугуев, Украина, - 29 сентября 1930 года, Куоккала, Финляндия)

Илья Ефимович Репин (автопортрет, 1878 г.) Русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Родился будущий художник 5 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Рано обнаружил склонность к рисованию, и получил с помощью местных живописцев первые, но довольно уверенные навыки владения кистью и карандашом.

В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге. В Рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И.Н. Крамским, который стал его наставником. Обучался, также у Р.К. Жуковского. Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья». Во время своего путешествия по Волге в 1870 году написал ряд этюдов и эскизов; по некоторым из них написал для великого князя Владимира Александровича картину «Бурлаки на Волге», оконченную в 1873 году.

Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела сильное впечатление на публику и критиков. "Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. Что за людская мозаика со всех концов России", - писал В.В. Стасов. Силу человеческого духа увидели в картине современники. О картине появилось много статей в периодической печати. Имя Репина стало широко известным. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. В 1870-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В.Е. Репина (1867 г., ГРМ), архитектора Ф.Д. Хлобощина (1868 г., ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В.А. Шевцовой (1869 г., ГРМ).

В 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование. С 1873 года Репин путешествует за границей в качестве пенсионера Академии. В письмах к Стасову, Крамскому, Третьякову он делится мыслями об искусстве, восхищается Микеланджело, колористическим совершенством произведений Веронезе, Тициана, Тинторетто, увлекается портретами Веласкеса, Рембрандта. В Париже он пишет «Парижское кафе» и сказочного «Садко». Возвращается в Россию летом 1876 года.

Бурлаки на Волге (И.Е. Репин, 1870-1873 г.)Вернувшись из-за границы, Репин едет в Чугуев, желая в общении с народом найти темы и образы для новых произведений. Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся поразительной силой типизации («Мужик с дурным глазом», Третьяковская галерея, «Мужичок из робких», Горьковский художественный музей, — оба 1877 г.); в портрете протодьякона (1877 г., Третьяковская галерея) Репин изобразил властного, исполненного грубой силы человека. В конце 1870-х — начале 1880-х г. Репин, сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлечённо работал над темой («Проводы новобранца», 1879 г., Русский музей; «Вечорниш», 1881 г., Третьяковская галерея), в некоторых эскизах и картинах раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни («В волостном правлении», 1877 г., Русский музей).

В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Она была закончена только в 1891 году. В 1882 году переезжает в Петербург, где становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок, к которому он примкнул с 1874 г., став одним из вождей реалистической школы живописи. На выставках товарищества появляются его картины: «Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879 г.), «Крестный ход в Курской губернии» (1883 г.), «Иван Грозный и его сын Иван» (1885 г.) и другие.

В 1880-х г. Репин много работал над темой революционного движения. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу, и слабость революционно-демократического движения («Отказ от исповеди», 1879—1885 г., «Арест пропагандиста», 1880—1892 г., «Не ждали», 1884—1888 г., Третьяковская галерея).

Запорожцы (И.Е. Репин, 1880-1891 г.)В 1887 году Репин развёлся с женой. В том же году он вышел из Товарищества художественных передвижных выставок. Ему не нравилось, что передвижники замыкаются в себе и не принимают новых членов, особенно молодых. В этот же период созданы картины: «Дуэль», «Поприщин» (1882 г.), портреты Ференца Листа и Михаила Глинки (1887 г.), а также портреты П.А. Стрепетовой, Н.И. Пирогова, П.М. Третьякова, И.Н. Крамского, И.С. Тургенева, В.М. Гаршина, В.В. Самойлова, М.С. Щепкина, баронессы Икскуль и многих других. С начала 1890-х годов Репин подолгу работал в приобретённом им имении Здравневе Витебской губернии.

В 1893 г. Репин стал действительным членом Петербургской Академии художеств. В 1894—1907 годах он — профессор-руководитель мастерской в Академии художеств, а в 1898—1899 г. — ректор Академии. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Грандиозное многофигурное полотно (35 м2) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б.М. Кустодиев и И.С. Куликов, было написано в течение двух лет. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

На почве переутомления у Репина стала болеть, а потом перестала действовать правая рука, но он научился писать левой рукой. В 1899 году Репин женился на Наталье Нордман и переехал жить к ней в усадьбу «Пенаты» в посёлке Куоккала в Финляндии. Там он провёл последние тридцать лет жизни. Посёлок Куоккала после Октябрьской революции оказался за границей, в составе независимой Финляндии. Художник скончался 29 сентября 1930 года в Куоккале, где и был похоронен в своем любимом саду рядом с домом.

Не ждали (И.Е. Репин, 1883-1898 г.)
Не ждали. И.Е. Репин.
1883-1898 г.

Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года (И.Е. Репин)
Иван Грозный и его сын Иван
16 ноября 1581 года.
И.Е. Репин. 1870-1873 г.

Портрет Л.П. Штейнгель
Портрет
Л.П. Штейнгель.
И.Е. Репин. 1895 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.