Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Ослиный хвост


Михаил Федорович Ларионов Группа русских художников-авангардистов, связанная с одноименной выставкой, устроенной 1912 г. в Москве. Свое эпатажное название ведёт от скандала в парижском салоне независимых (где группа мистификаторов выставила в 1910 г. абстрактную картину, на деле «написанную» ослом при помощи хвоста; попутно был опубликован манифест от имени «автора», мифического художника Боронали).

Ядро московской выставки составили работы группы М.Ф. Ларионова, который незадолго до этого вышел вместе с Н.С. Гончаровой и рядом других художников из объединения «Бубновый валет», решив организовать свою собственную, гораздо более радикально-авангардную экспозицию.

Здесь были показаны произведения крупнейших мастеров русского футуризма (помимо Ларионова и Гончаровой – К.С. Малевича, В.Е. Татлина и М.З. Шагала); в выставке приняли участие также А.В. Шевченко, ряд членов петербургского «Союза молодежи» (В.Д. Бубнова, В.И. Марков (Матвей), О.В. Розанова, П.Н. Филонов) и другие.

На своих выставках группа «Ослиный хвост» показывала не только собственные работы, но и произведения детей, «творчество» московских маляров, замечательные вывески тифлисского примитивного живописца Нико Пиросманишвили, знаменитого в будущем Пиросмани, которого они открыли для художественной общественности. 

В противопоставление западным тенденциям «Бубнового валета» внесли в своё творчество мотивы примитивизма, русской иконописи и лубка, провозгласили ориентацию на восточное искусство (последнее оставалось в основном лозунгом).

Наталья Сергеевна ГончароваВместе с тем, некоторые из этих художников, в частности Гончарова и Малевич обнаруживали близость к современным течениям западно-европейского искусства - футуризму и кубизму. В стилистике доминировали нарочитый примитив, мощная цветоформальная экспрессия, мотивы сельской архаики или грубоватого городского фольклора.

В отличие от «Бубнового валета», вошедшего в традицию и как многолетняя стилистическая тенденция, «Ослиный хвост», организационно не оформившись, распался уже в 1913 г., не образовав общей художественной парадигмы (его финалом стала выставка «Мишень» – название изменилось, но участниками были родственные, идейно близкие Ларионову художники).

В любом случае эфемерная группировка вписалась в историю как важный этап русского футуризма, перешедшего в этот короткий период от «неофольклорного» примитива к спонтанной «лучистской» абстракции.


Красный лучизм (М.Ф. Ларионов)
Красный лучизм.
М.Ф. Ларионов.
1913 г.

Петух (М.Ф. Ларионов)
Петух (Лучистый этюд).
М.Ф. Ларионов.
1912 г.

Бабы с граблями (Н.С. Гончарова)
Бабы с граблями.
Н.С. Гончарова.
1907 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.