Ослиный хвост
Группа русских художников-авангардистов, связанная с одноименной выставкой, устроенной 1912 г. в Москве. Свое эпатажное название ведёт от скандала в парижском салоне независимых (где группа мистификаторов выставила в 1910 г. абстрактную картину, на деле «написанную» ослом при помощи хвоста; попутно был опубликован манифест от имени «автора», мифического художника Боронали).
Ядро московской выставки составили работы группы М.Ф. Ларионова, который незадолго до этого вышел вместе с Н.С. Гончаровой и рядом других художников из объединения «Бубновый валет», решив организовать свою собственную, гораздо более радикально-авангардную экспозицию.
Здесь были показаны произведения крупнейших мастеров русского футуризма (помимо Ларионова и Гончаровой – К.С. Малевича, В.Е. Татлина и М.З. Шагала); в выставке приняли участие также А.В. Шевченко, ряд членов петербургского «Союза молодежи» (В.Д. Бубнова, В.И. Марков (Матвей), О.В. Розанова, П.Н. Филонов) и другие.
На своих выставках группа «Ослиный хвост» показывала не только собственные работы, но и произведения детей, «творчество» московских маляров, замечательные вывески тифлисского примитивного живописца Нико Пиросманишвили, знаменитого в будущем Пиросмани, которого они открыли для художественной общественности.
В противопоставление западным тенденциям «Бубнового валета» внесли в своё творчество мотивы примитивизма, русской иконописи и лубка, провозгласили ориентацию на восточное искусство (последнее оставалось в основном лозунгом).
Вместе с тем, некоторые из этих художников, в частности Гончарова и Малевич обнаруживали близость к современным течениям западно-европейского искусства - футуризму и кубизму. В стилистике доминировали нарочитый примитив, мощная цветоформальная экспрессия, мотивы сельской архаики или грубоватого городского фольклора.
В отличие от «Бубнового валета», вошедшего в традицию и как многолетняя стилистическая тенденция, «Ослиный хвост», организационно не оформившись, распался уже в 1913 г., не образовав общей художественной парадигмы (его финалом стала выставка «Мишень» – название изменилось, но участниками были родственные, идейно близкие Ларионову художники).
В любом случае эфемерная группировка вписалась в историю как важный этап русского футуризма, перешедшего в этот короткий период от «неофольклорного» примитива к спонтанной «лучистской» абстракции.
Красный лучизм. М.Ф. Ларионов. 1913 г.
|
Петух (Лучистый этюд). М.Ф. Ларионов. 1912 г.
|
Бабы с граблями. Н.С. Гончарова. 1907 г.
|