Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Русский Бидермайер

Гостинная в стиле Бидермайер«Русский Бидермайер» — условное название эстетики, характерной для российской культуры, в основном Москвы и провинции, первой половины XIX в. Хронологически соответствует искусству немецко-австрийского Бидермайера 1815—1848 гг.

Впервые термин в форме «русский бидермейер» употребила искусствовед Н. Н. Коваленская, а затем Д. В. Сарабьянов. Основанием для сопоставления русского и немецкого искусства первой половины XIX в. при всех различиях послужила общность исторической обстановки на периферии культурной Европы того времени, когда романтические веяния, родившиеся в XVIII в. во Франции и Англии, попали на отсталую почву.

В столичном искусстве Петербурга подобная историческая ограниченность породила оригинальное сращивание идей Романтизма и академического искусства, а в более провинциальной Москве романтические идеи под воздействием немецкой классической философии соединялись с привычным укладом усадебной жизни. После неудачи декабрьского восстания 1825 г. идеи обособленного, частного быта, свойственные культуре Бидермайера, обрели социальную основу.

Эстетика Бидермайера представляет собой «сниженный» Романтизм, воплощение бюргерского понимания красоты и уюта. Идеи немецкого Бидермайера усваивались в России лишь частично, главным образом в среде мелкопоместного дворянства и купечества. Вместо возвышенной идеализации образов, свойственной Классицизму, вырабатывались формы практичного, имперсонального искусства. Культура i дворянской усадьбы, сложившаяся во второй половине XVIII в. в русском классицизме, послужила основой нового, «бидермайеровского» отношения к действительности.

Император Николай I демонстрировал в качестве «высочайшего образца» программу ценности частной жизни в петергофском Коттедже, правда в формах неоготического стиля. Культивируемый в царской семье «стиль жизни» облекался в романтические формы, но по содержанию был бидермайеровским. В России распространение этой идеологии совпало с началом периода Историзма во всех видах искусства, поэтому творчество художников, отражавшее обывательскую психологию, было эклектичным, но имело общую основу практицизма и конформизма. Мастерская художника А.Г. Венецианова в Петербурге

Отсюда распространенный жанр живописи: изображение жилого интерьера. Истоки этого жанра находят в творчестве А. Г. Венецианова и его стремлении воспроизвести так поразивший его иллюзорный способ изображения интерьера в картине Ф. Гране «Внутренний вид хоров церкви капуцинского монастыря в Риме». Столичные и провинциальные самодеятельные живописцы с одинаковым тщанием «списывали» жилые интерьеры с натуры, стремясь как можно точнее передать все детали. Этот своеобразный, очень русский по духу жанр стал антитезой «высоким жанрам», снижением пафоса академического Классицизма, культивируемого в стенах Императорской Академии художеств в Петербурге.

Примечательно, что гипсовые слепки Венеры Медицейской и Геракла Фарнезе, стоящие «в комнатах» (типичное название картин), выглядят на любительских акварелях совсем по-домашнему. В отличие от парадных акварелей Э. Гау и Л. Премацци, запечатлевших интерьеры Зимнего дворца в Петербурге, виды дворянских усадеб и «комнат внаем» демонстрируют искренность, теплоту и особенную поэтическую атмосферу. «Сниженность» парадной строгости позволяет с полным основанием считать подобные акварели бидермайеровскими. Характерно также возникновение смешанных жанров домашнего искусства: семейный портрет, бытовая сценка в интерьере.


Интерьер в стиле бидермайер
Интерьер в стиле
бидермайер.

Картина Ф. Гране Внутренний вид хоров церкви капуцинского монастыря в Риме
Картина Ф. Гране.
Внутренний вид хоров церкви
капуцинского монастыря в Риме.

Платье в стиле Бидермайер
Платье в стиле
Бидермайер.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.