Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




http://devkispb.info автозапчасти форд эскорт разборка
Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Творчество русских пейзажистов: А. И. Куинджи, И. И. Шишкина

Пейзаж И. И. ШишкинаЛирической линии в русском пейзаже противостоит натурализм А. И. Куинджи (1842-1910) и И. И. Шишкина (1832 - 1898). Архип Иванович Куинджи (фамилия «Куинджи» по-гречески означает «золотых дел мастер») с предельной иллюзорностью, имеющей мало общего с искусством живописи, изображал лунную ночь на Днепре, полуденный свет в березовой роще или розовые лучи заката на белых украинских мазанках. Эффект заранее рассчитан на определенное впечатление, поэтому краска не становится цветом и не создает колористических отношений. Его метод называют «оптическим декоративизмом», и, в сущности, он далек от традиции русской пейзажной школы. Однако Куинджи, по воспоминаниям его многочисленных учеников, был замечательным педагогом.

Иван Иванович Шишкин также исповедовал натуралистические принципы. Его «сосновые рощи» и «лесные чащи», изображенны с прагматическим педантизмом. Русскому искусству всегда были свойственны широта пространственного мышления, смелость обобщений, яркая красочность и декоративность. Именно эти качества отсутствуют у Шишкина. Национальным в его картинах является только лес, т. е. объект, а не способ изображения. Иногда произведения Шишкина, отмечая влияние на него швейцарского пейзажиста Александра Калама (1810—1864), сближают с традицией швейцарско-германской школы. Однако и здесь сходство лишь внешнее, главным образом в салонности произведений.

К примеру, картины дрезденских романтиков, которые также использовали педантичную и «сухую» манеру живописи, отличаются композиционной спаянностью, пластической и пространственной ясностью и, главное, романтическим чувством. Б. В. Асафьев, подчёркивая отличие русской школы пейзажа от западноевропейской, отмечал, что «русскому пейзажу не свойственны ни салонность (эффектно-техническая игра для услаждения глаза), ни холодный академизм (та же игра, но в целях замкнутого, самодовлеющего профессионализма).

Оба эти направления, — писал Асафьев, — были и существуют, но как побочные и не определяющие главных путей русской пейзажности. Наоборот, пейзаж, в его философической целеустремленности к познанию (живописному) и одушевлению действительности человеческой мыслью чувством становится существенной органической частью каждой идейно-осмысленной русской картины... Можно сказать больше, — это чувство природы перерастает в ощущение одушевленности всей действительности». Пейзаж А. И. Куинджи

Далее автор отмечает, что «ни один западноевропейский художник не взял бы в нашей современности» тему Версаля в «ее философическом аспекте», как это сделал А. Н. Бенуа. Справедливость такой оценки очевидна. Поэтому странными кажутся утверждения, что вершиной «реализма и романтизма» является картина Айвазовского «Девятый вал» и что Шишкин — романтический художник (В. Манин). В 1894 г. С. И. Мамонтов организовал экспедицию по изучению природы, быта и народного искусства Русского Севера. В экспедиции участвовали В. А. Серов и К. А. Коровин, ранее обращавшийся к теме Русского Севера.

Коровинские северные пейзажи стали открытием новых живописных земель. Художники объединения «Мир искусства» М. В. Добужинский, А. П. Остроумова-Лебедева создали собственную поэзию пейзажа графического Петербурга. В начале XX в. стало ясно, что жанр лирического русского пейзажа в живописи и графике не уступает русской лирической поэзии «серебряного века». Народ, во всяком случае его просвещенная часть, смог увидеть собственную страну глазами любимых художников.


Пейзаж А. И. Куинджи
Пейзаж А. И. Куинджи.

Пейзаж А. И. Куинджи
Пейзаж А. И. Куинджи.

Пейзаж И. И. Шишкина
Пейзаж И. И. Шишкина.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.