Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Нидерландское искусство

Филипп Добрый (Ван дер Вейден)Художественная школа, возникшая в период средневековья на территории исторических Нидерландов и существовавшая вплоть до Нидерландской буржуазной революции 16 века, результатом которой, в частности, было разделение нидерландского искусства на голландскую и фламандскую художественные школы. Школа живописи нидерландского Возрождения 15 в. (алтарные картины, портреты, миниатюра), новаторски переосмыслявшая духовные и художественные традиции средневековой культуры, являлась важнейшей среди североевропейских школ; она в целом отмечена острым интересом к человеку и природе, пантеистически-радостным восприятием мира, пытливым исследованием пространства, света, структуры и поверхности предметов, пристальным вниманием к индивидуальности человека, к драгоценности и неповторимости каждой детали, каждого явления, слитых со всем гармоничным и одухотворённым миром, таящих в себе глубокий символический смысл.

Нидерландское искусство, начало развиваться с XIII в. В конце XIV в. здесь в больших городах возникли гильдии живописцев, миниаторов, литейщиков, ткачей и других художников, нашедших себе поддержку у голландских и фландрских графов.

Национальные особенности нидерландского искусства наиболее ярко выразились в живописи. Два гениальных живописца, братья Губерт (1366-1426 г.) и Ян (1390-1440 г.) ван-Эйки, усовершенствовав технику масляной живописи, сразу дали живописи значительный толчок вперед. Как в произведениях этих двух мастеров («Поклонение Агнцу»), так и в работах их последователей Ван дер Вейдена, Йоста Гентского, Гуго ван дер Гуса, Ганса Мемлинга и других, выступают на первый план разработка сюжетов в реалистическом духе, сильная экспрессивность и тщательная выделка деталей.

С XVI в. направление живописи несколько изменяется под влиянием итальянского Ренессанса: усиливается стремление художников к разнообразию в композиции, к сообщению фигурам большей красоты и свободы, к усовершенствованию технических приемов. Представителями этого направления были Квентин Массейс (1460-1530 г.) и Лука Лейденский (1494-1533 г.).

Меняла с женой (Квентин Массейс)Начинается паломничество нидерландский художников в Италию, и произведения итальянского Возрождения становятся образцами, подражать которым ставит себе задачей целый ряд художников. Таковы: Ян Госсарт, Ян Схорель, Антонис Мор и другие. Но рядом с итальянизирующим направлением, получившим в работах Ламберта Ломбарда (1505-1566 г.), Франса Флориса (1517-1570 г.) и других изящный характер, развивалось национальное направление, отличавшееся натурализмом и черпавшее сюжеты из народной жизни и местной природы.

Главные живописцы этого направления - Питер Брейгель Старший, Лукас Валькенборх, Паулус Бриль. Со времени войны за независимость XVI в. искусство Нидерландов разделилось на две ветви; фламандскую и голландскую. Первая продолжала развиваться в прежнем духе, тогда как вторая еще решительнее предалась реализму. Величайший из корифеев фламандской школы, Рубенс (1577-1640 г.) сначала находился под сильным влиянием Тициана и П. Веронезе, но потом создал собственный стиль, полный страсти и энергии.

Его работы отличаются смелым и плавным рисунком, гармоничностью сильных красок, эффектным распределением света и теней и сочностью мастерского письма. У Рубенса было много учеников, среди которых самый значительный - Антонис ван Дейк (1599-1641 г.), прославившийся в особенности как портретист, а также Квеллинус, Схут, Диппенбек и Якоб Иорданс, отличавшийся большим натурализмом, чем Рубенс. Рядом с историческими и портретными живописцами действовали во Фландрии художники, изображавшие сцены народного быта, эпизоды военной жизни, животных и предметы неодушевленной природы.

Ламберт Ломбард (автопортрет)Замечательнейшим фламандским живописцем жанра был Давид Тенирс Младший (1610-1690 г.). В отличие от фламандской живописи, голландская живопись приняла более натуралистическое направление, выразившееся в развитии, преимущественно пред другими родами живописи, портрета, жанра и пейзажа: величайший из мастеров голландской школы - Рембрандт (1606-1669 г.). Рембрандт выказал себя великим мастером и в области гравюры. Он создал обширную школу последователей; важнейшие: Ф. Боль, Г. Флинк, Г. ван Экгоут, А. де Гельдер, Н. Мас.

В области портрета соперниками Рембрандта явились ван дер Гельст (1613-1670 г.) и Франс Хальс Старший (1580-1666 г.). Весьма распространенную отрасль живописи составлял пейзаж; голландские художники преимущественно стремились передавать настроение, возбуждаемое природою, являясь родоначальниками современного нам ландшафта, из пейзажистов выделяются Ян ван Гойен (1595-1656 г.), Якоб ван Рюйсдаль (1628-1682 г.), Гоббема Снейдерс и соединявшие в своих картинах пейзаж с изображением животных Поттер (1625-1654 г.), Кейп (1620-1691 г.) и Вуверман (1619-1668 г.).

Рядом с портретом и пейзажем роскошно процветала бытовая живопись; голландские жанристы: Адриан и Исаак ван Остаде, Ян Стэн, Терборх, Герард Доу, Метсу, Питер де Хох, Франс ван Мирис воспроизводят в своих небольших картинках с добродушным юмором интимную жизнь всех слоев общества. В XVIII в. период упадка нидерландской живописи, в XIX в. она находится под французским влиянием.

Крестьянский танец (Питер Брейгель Старший)
Крестьянский танец.
Питер Брейгель Старший.

Возвращение блудного сына (Рембрандт)
Возвращение блудного
сына.
Харменс ван Рейн
Рембрандт.

Марс и Рея Сильвия (Питер Пауль Рубенс)
Марс и Рея Сильвия
Питер Пауль Рубенс.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.