Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Французский карандаш


(Итальянский карандаш)

Тайная вечеря (Н.Н. Ге, XIX в.) Инструмент для рисования. Впервые появился в рисунках Поллайоло Гирландайо и Синьорелли и получил широкое распространение в XVI в. (им пользовались Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Тинторетто). Северные мастера — голландцы и фламандцы — использовали его только с XVII в. (Рейсдаал, Хоббема, Рубенс, Ван Дейк).

Известные с XIV в. французские карандаши изготовлялись из природного черного глинистого сланца (черного мела) или искусственным путем — из ламповой сажи с примесью белой глины. Кроме натурального карандаша, сейчас имеется большой ассортимент искусственно приготовляемых французских карандашей. Они выделываются из жженой кости, мелко раздробленные частицы которой связаны растительным клеем. Пигменты для изготовления карандаша очень тонко измельчают путем размалывания в коллоидной мельнице. Из полученной массы прессуют карандаши обычно прямоугольного сечения и обжигают при температуре 150—250 градусов в течение 2—4 часов.

В зависимости от длительности обжига и от количества взятого клея и краски получаются карандаши различной твердости, степень которой обозначается номерами, причем наиболее мягкими являются первые номера. Изготовленные по старым рецептам, карандаши имеют сероватый оттенок, современные — дают интенсивный черный матовый штрих с бархатистой фактурой. Он легко растушевывается по бумаге.

Пейзаж с пиниями (Ф.М. Матвеев, сепия, тушь, французский карандаш)Французским карандашом рисуют только на бумаге, причем последняя должна быть плотной, способной выносить продолжительное трение без ущерба для своей поверхности. Карандаш наносится штрихом, а также растирается по бумаге с помощью тряпок, перчаточной кожи, ваты и, наконец, просто пальцем руки. При необходимости снять карандаш с бумаги пользуются хлебом, резинкой и "клячкой" — черной резиной, размоченной в бензине, керосине или скипидаре, которая имеет большую липкость и мягкость. Работая на тоновой бумаге, в светах вводят мел и белую краску.

Рисунки, исполненные французским карандашом, чернеют в полутонах при фиксировании, причем нарушается, конечно, гармония в тенях рисунка, и потому их сохраняют без фиксирования, лишь под стеклом. Французский карандаш используют при выполнении портретов, а также рисунков обнаженного человеческого тела.


Портрет матери (А. Дюрер, 1514 г.)
Портрет матери.
А. Дюрер. 1514 г.

Этюд к картону Битва при Кашине (Микеланджело)
Этюд к картону "Битва при Кашине".
Микеланджело.

Портрет А.Р. Томилова (О.А. Кипренский)
Портрет А.Р. Томилова.
О.А. Кипренский. 1813 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.