Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Рекамьё

мебельная форма стиля рекамье Рекамьё (франц. recamier) — собирательное обозначение различных изделий декоративного и прикладного искусства по фамилии Юлии Аделаиды Рекамье (J. A. Recamier; 1777—1849) - знаменитой красавицы, жены парижского банкира. Иногда слово «рекамье» трактуют в качестве наименования художественного стиля, однако «стиль рекамье» затруднительно выделить из общего понятия стиля Ампир в искусстве Франции начала ХIХ в.

В парижском салоне мадам Рекамье собирались писатели, художники, государственные деятели. Притягательная сила салона была столь велика, что это происходило несмотря на дружеские отношения хозяйки с писательницей Жерменой де Сталь, которая не скрывала своей неприязни к Наполеону Бонапарту в жестокие годы периода Консульства и диктатуры.

Примечательно, что история фринцузской живописи XIX в., и в частности стиля Империи открывается портретом мадам Рекамье, написанным Жаком-Луи Давидом в 1800 г. Художник изобразил красавицу «на римский манер», в тунике, босиком, полулежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем.

Эту кушетку по рисунку Давида с античного рельефа выполнил мастер-мебельщик Жорж Жакоб Старший. Рядом с кушеткой изображен высокий торшер в «помпеянском» стиле. Кушет­ки в стиле «жакоб», аналогичные изобра­женной на картине, со временем стали называть «рекамье». Портрет Рекамье ху­дожник оставил незаконченным. Причи­ны называют разные, вероятно, были и политические. Став консулом, Бонапарт специальным декретом 7 февраля 1800 г. назначил Ж.-Л. Давида, к тому времени прославленного живописца, «художни­ком правительства». Но Давид отказал­ся от этой должности. кушетка в стиле рекамьё 1

Позднее Напо­леон пытался привлечь мадам Рекамье к своему двору на положении «подруги императора», но дважды получал отказ. Это привело к краху банковского дома Рекамье и изгнанию мадам Рекамье из Парижа. Но еще до этого ощущалась возрастающая враждебность постоян­ных участников салона Рекамье к пра­вительству. Когда же по Парижу пошли слухи о новом шедевре живописца, пре­вратившемся в триумф мадам Рекамье, то можно представить раздражение Бо­напарта.

Узнав, что однажды в салоне красавицы присутствовали сразу три его министра, Наполеон с присущей ему яз­вительностью произнес: «С каких пор совет министров стал собираться у мадам Рекамье?» Возможно, что подобный упрек Бонапарт мог бросить и художни­ку, положение которого тоже было весь­ма шатким.

Прекрасная модель, в свою очередь раздраженная незавершенно­стью портрета, передала заказ Франсуа Жерару, ученику Давида, который создал собственный композиционный вариант, стилистически близкий произведению Давида.

Вкусы салона мадам Рекамье оказывали влияние на аристократическую жизнь Парижа. Платья «a la antique», причес­ки, ювелирные изделия — серьги, кулоны, склаважи, расцветки и рисунки тканей — все, что ассоции­ровалось со знаменитым салоном, стали называть обобщающим термином «ре­камье».


Комод в стиле рекамье
Комод в стиле рекамье.

кушетка в стиле рекамьё
Кушетка в стиле рекамьё.

Портрет мадам Рекамье
Портрет мадам Рекамье.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.