Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Варнек Александр Григорьевич


(1782 г. - 1843 г.)

Автопортрет Александра Григорьевича ВарнекаЖизнь и творчество известного художника-портретиста, которого современники называли "русским Ван-Дейком", были почти целиком связаны с одним городом - Петербургом и с одним учебно-художественным заведением - Петербургской Академией Художеств.

Родился в семье мебельщика-краснодеревщика Г.Д. Варника, переехавшего в Петербург из Данцига. В 1795 году поступил в ИАХ. Занимался в классе портретной живописи у С.С. Щукина, пользовался советами Д.Г. Левицкого. За ученические работы неоднократно отмечался медалями, в 1800 г. получил малую серебряную медаль, в 1801 г. — большую серебряную медаль, в 1802 г. — большую золотую медаль за программу «портрет, представляющий живописца». В 1803 году был выпущен из Академии с аттестатом 1-й степени.

В Академии он учился с марта 1795 г. по сентябрь 1803 г., в портретном классе С.С. Щукина; здесь же он работал по окончании учебы: сначала в качестве пенсионера помогал профессорам, затем преподавал самостоятельно, с 1810 г. - в звании академика, а с 1832 г. - профессора.

До конца своих дней Варнек состоял в Совете АХ; в залах Академии на ее периодических выставках демонстрировал свои картины, вызывавшие неизменный интерес знатоков и любителей живописи, порождавшие многочисленные отклики в прессе (в журналах "Сын Отечества", "Отечественные записки", в альманахе "Северные цветы" и других изданиях тех лет).

Был лишь сравнительно недолгий период (с июля 1804 г. по октябрь 1809 г.), который художник провел вдали от Петербурга - в Риме, куда он был направлен в качестве пенсионера АХ. И хотя художественная деятельность Варнека началась еще в 1802-1803 г. ("Портрет актрисы Е.И. Колосовой в костюме Артемиды", портреты молодых тогда художников Н.И. Уткина, А.В. Ступина, Е.О. Скотникова и А.X. Востокова), подлинный творческий дебют его состоялся в Риме.

Портрет М.С. Хатовой (А.Г. Варнек)Именно здесь он создал свое первое программное произведение - "Автопортрет с палитрой и кистями в руке" (1804 г.).

Эта картина одновременно явилась и одним из программных произведений нового художественного направления - романтизма, формировавшегося в Европе в первое десятилетие XIX в. Выразителем этого художественного направления в русской живописи наряду с О.А. Кипренским и А.О. Орловским стал Варнек. Упомянутый автопортрет был первым в создававшейся на протяжении последующих лет серии автопортретов - своеобразной "автобиографии в портрете", где художник представил себя в различных состояниях, позах, среди разнообразной обстановки и аксессуаров, в молодом либо зрелом возрасте. Таковы "Автопортрет" (1810 г.), "Автопортрет, освещенный сзади" (1816 г.), являющийся парным к "Портрету М.И. Варнек, жены художника" (1816 г.), "Автопортрет в бархатном берете, с рейсфедером" (1810-е г.), "Автопортрет с трубкой" (конец 1820-х г.), "Автопортрет в пожилом возрасте" (1830-е г.) и др.

Будучи внимательным физиогномистом, хорошо чувствуя и передавая характер человека, его осанку, жест, мимику, художник раскрывает феномен индивидуальной личности, ее неповторимости. Его портреты отличаются большим стилистическим разнообразием, несхожестью манеры, что было присуще художникам романтического направления, особенно О.А. Кипренскому. Нередко портретные работы Варнека объединяются в интересные "семейные" циклы - например, "Портрет скульптора И.П. Мартоса" (1819 г.) и "Портрет дочерей скульптора И.П. Мартоса" (1810-е г.) или три портрета детей А.Р. Томилова (все 1825 г.).

Во время пребывания в Риме, занимался рисованием с античных скульптур и натуры, писал портреты и пейзажи. В 1809 году возвратился в Россию. Был привлечен к работам по украшению Казанского собора в Петербурге, в котором выполнил образ «Святая Мария Магдалина» для иконостаса придела Рождества Богородицы. В 1810 г. за портрет И.О. Потоцкого был удостоен звания академика. С того же года начал преподавать в портретном классе ИАХ. В 1814 году стал советником Академии. В 1815 г. назначен на должность руководителя вновь образованного класса миниатюрной живописи.

Портрет Н.А. Томилова (А.Г. Варнек)В 1820-х г. творческая эволюция художника идет на спад, но он активно работает как педагог и эксперт художественных произведений (с 1824 г. он хранитель собрания рисунков и эстампов в Эрмитаже). Художественно-педагогический метод Варнека в целом способствовал поддержанию в АХ высоких профессиональных требований - знания техники живописи, внимательного штудирования натуры, грамотного рисунка.

После смерти Щукина в 1828 г. возглавил портретный класс ИАХ. С 1830 года являлся руководителем класса исторической и портретной живописи. В 1831 г. удостоен звания профессора 2-й степени, годом позже — профессора 1-й степени, в 1834 г. — заслуженного профессора. С 1832 г. — хранитель кабинета эстампов и оригинальных рисунков ИАХ. Обращался к офорту и литографии. Принимал участие в выставках ИАХ и Общества поощрения художников.

Варнек — один из первых мастеров русского романтизма. Работал преимущественно как портретист. Прекрасно владея типологическими возможностями портрета, он находил для каждого из полотен индивидуальное художественное решение, позволявшее представить модель в наиболее «выгодном свете»: подчеркнуть ее общественное положение или передать душевные качества, раскрыть внутренний мир.

К числу лучших произведений относятся портреты А.В. Ступина (1804 г.), А.С. Строганова (1814 г.), А.Н. и Е.М. Олениных (1819 г., парные), скульптора И.П. Мартоса (1819 г.), В.И. и С.И. Мартос (середина 1810-х г.), Н.А. Томилова в детстве с ракеткой для игры в волан (1825 г.), А.М. Римского-Корсакова (1820-е г.), а также многочисленные автопортреты разного времени.

Произведения Варнека находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и других.

Портрет А.С. Строганова (А.Г. Варнек)
Портрет президента
Академии художеств
А.С. Строганова.
А.Г. Варнек.

Портрет В.И. и С.И. Мартос (А.Г. Варнек)
Портрет В.И. и
С.И. Мартос.
А.Г. Варнек.
1810 г.

Портрет А.Н. Оленина (А.Г. Варнек)
Портрет президента
академии художеств
А.Н. Оленина.
А.Г. Варнек.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.