Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Реставрация


(по-латински restavratio — восстановление)

Реставрация мраморных скульптур 1) В архитектуре и искусстве - процесс восстановления, возвращения первоначального облика предметам старины, произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Реставрация является составной частью охраны памятников истории и культуры и имеет важное значение для общей истории и истории искусства.

Профессиональная реставрация появилась в момент накопления частных коллекций искусства, когда возникла необходимость продлевать срок существования (функционирования) предмета искусства. Попытки реставрации памятников архитектуры известны уже в античный период, однако до рубежа 18 и 19 в. они обычно сводились к простому ремонту; под реставрацией произведений изобразительного искусства и памятников материальной культуры вплоть до конца 19 — начала 20 в. подразумевали подновление объекта., на которое большое влияние оказывал уровень знаний в области истории искусств и материальной культуры. На рубеже 18 и 19 в. задачей реставрации стали считать «восстановление первоначального облика» или «великолепия» поврежденных или изменённых позднейшими перестройками и переделками памятников.

Однако цель была поставлена неверно, так как невозможно полностью вернуть первоначальный облик художественных произведений, искажённых в течение веков. Отсутствовала и научно разработанная методика реставрации (произведения архитектуры, изобразительного искусства и материальной культуры произвольно дополнялись и изменялись в соответствии с изменившимися вкусами, практическими потребностями и т.п.). Это приводило к искажениям и даже утратам выдающихся памятников культуры. Некоторые ограничения и предписания для производства реставрационных работ (в том числе обязательность предшествующего реставрации глубокого изучения как самого здания, так и архитектуры периода его постройки, недопустимость компилятивных заимствований даже со зданий одного хронологического периода) были предложены Э.Э. Виолле-ле-Дюком. Архитектурная одарённость позволила ему в некоторых реставрациях (преимущественно в ранний период деятельности, например в соборе Нотр-Дам в Париже в 1840-е — 1850-е г.) добиться удовлетворительных результатов.

Реставрация фотографииСущественные ошибки допускались при реставрационных работах в России и в середине 19 в. Так, пресловутым стремлением к «единству стиля» была обусловлена реставрация, например, Дмитриевского собора во Владимире (были разобраны не только колокольня начала 19 в., но и приделы 16 в. и даже первоначальные угловые башни 12 в., ошибочно принятые за позднейшие пристройки). Отдельные ценные научные реставрации проводились уже в первые десятилетия 19 в. Лишь с конца 19 в. накопление систематических знаний в области истории искусств и материальной культуры, а также инженерно-технических знаний сделало возможной подлинно научную реставрацию.

На развитие теории и практики реставрации большое влияние оказали проведённые греческим архитектором Н. Баланосом в 1898-1917 г. работы по реставрации Парфенона, Эрехтейона, Пропилей в Афинском акрополе. В России на производство реставрационных работ начала оказывать благотворное влияние Археологическая комиссия Русского археологического общества; П.П. Покрышкин при реставрации церкви Спаса на Берестове в Киеве (1903-1904 г.) выявил подлинные части здания 11-12 в., раскрыв их от наслоений, но при этом сохранил колокольню (19 в.), апсиды и главы 17 в.

Большую известность получила реставрация в 1908-1912 г. церкви Василия в Овруче (12 в.) по проекту А.В. Щусева. На рубеже 19 и 20 в. складывается научная теория реставрации, наиболее разработанная в отношении памятников архитектуры (труды и высказывания К. Бойто и Г. Джованнони в Италии, Ш. Бюльса в Бельгии, Л. Клоке, а позднее П. Леона во Франции, М. Дворжака и А. Ригля в Австро-Венгрии, К. Гурлитта, Г. Хагера в Германии и других).

Реставрация мебели На данный момент существует множество видов реставрации, которые делят по разным признакам. Во всех видах основная цель реставрации — восстановить утраты предмета (дефекты, полученные в результате эксплуатации — сколы, удары, разломы и многое другое) и улучшить его внешний вид, а также законсервировать предмет.

Реставрация существует коммерческая и музейная. В первом случае цель реставрации восстановить функциональность, во втором случае главной целью становится консервация, то есть сохранение текущего состояния. При этом музейная реставрация предполагает, как правило, только консервацию, а вмешательство в предмет применяется только в случаях крайней необходимости, например, при очевидных признаках обратимых процессов разрушения.

2) В исторической науке - восстановление старого, свергнутого революцией строя или династии.

3) В палеонтологии - восстановление недостающих частей скелета или отдельных его элементов.

4) В истории - период с 1814 по 1830 г. во Франции, когда после Наполеона Бонапарта власть вновь перешла к Бурбонам, династия которых была свергнута во время буржуазной революции конца 18 в.

Реставрация станковой масляной живописи
Реставрация
станковой масляной
живописи.

Реставрация Храма Трёх Святителей (Москва)
Реставрация Храма Трёх
Святителей. Москва.

Реставрация древностей в Египте
Реставрация
древностей
в Египте.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.