Ориентализм
(от латинского ories - восток)
Определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись, исторические и этнографические концепции и т.д.), опирающаяся по ряду признаков на экзотические относительно самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах.
Чаще всего под понятием ориентализм подразумевают увлечение Востоком, изучение его культуры и искусства, а также применение элементов и стилистических приемов искусства востока, сюжетов, исторических особенностей быта восточной культуры в европейском искусстве.
Во времена грандиозных географических открытий и колониальной экспансии данное течение имело в основном сюжетный характер (правда, с некоторыми знаменательными исключениями). Благодаря активной взаимоинтеграции культур различных стран в двадцатом столетии развитие ориентализма достигает значительных высот (к примеру, влияние на работы Ле Корбюзье мусульманской архитектуры).
Уникальным явлением предстаёт ориентализм в России. В силу её географических, исторических и этнографических сочетаний многих культурных традиций в своём общем, едином развитии, что выражается в тех или иных интегрированных или самостоятельных их проявлениях: от лингвистики - до архитектуры.
Примерами ориентализма являются направления в живописи с использованием тематики, символики, мотивов Ближнего Востока или Китая (шинуазри).
Засилию восточного влияния нередко противопоставлялись ценности европейских культурных традиций, имеющие самостоятельное происхождение. Поэтому излишнее увлечение экзотикой, каковой, в конечном счёте, является ориентализм, в Европе и в России, в частности, подвергалось критике. С этой критикой соглашаются и некоторые восточные искусствоведы, культурологи и историки, считающие, что чрезмерное увлечение экзотикой Востока не имеет ничего общего с истинным пониманием его культуры - это лишь копирование внешних признаков, не имеющее ничего общего с погружением в изучение смыслов символов и форм.
Огромное влияние оказало японское искусство на формирование колористических взглядов постимпрессионистов (Ван Гог, например, копировал японские гравюры). В значительной степени руководствуется строем восточного миропонимания в своей системе цветоведения И. Иттен.
Из европейских художников, в творчестве которых, в разной степени и с различной акцентуацией прослеживаются явные признаки ориенталистики, можно назвать Ж.О.Д. Энгра, О. Верне, Т. Готье, В.В. Верещагина, Э. Делакруа, Ж. Жерома, Э. Фромантена , Р. Бредена, Ф. Зима, П. Клее, А. Марке, М.И. Пикова, А. Матисса, П. Дюбуа , В.А. Фаворского, Л. Шульца и многих других.
Восточные мотивы присутствуют в русской поэзии от В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова до Н.С. Гумилёва.
С современной концепцией ориентализма, построенной на понимании этого явления, исходя из представлений принадлежащего к восточной культурной традиции мыслителя, но имеющего фундаментальное западное образование, выступает американский учёный арабского происхождения Э.В. Саид (1935—2003 г.).
Арабы. Эжен Фромантен. 1871 г. Будапешт.
|
Султан Марокко. Эжен Делакруа. 1845 г.
|
Раздувающая кальян. Ж. Жерон. 1898 г.
|