Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Римский-Корсаков Н. А.


(6 марта 1844 г, Тихвин – 8 июня 1908 г, усадьба Любенск, губерния Санкт-Петербурга)

Портрет Н.А. Римского-КорсаковаНиколай Андреевич Римский-Корсаков (6 марта 1844 г, Тихвин – 8 июня 1908 г, усадьба Любенск, губерния Санкт-Петербурга) – русский композитор, дирижёр, педагог, музыкальный критик, общественный деятель. Сочинил 15 опер, 3 симфонии, инструментальные концерты, симфонические произведения, кантаты. Писал также вокальную, камерно-инструментальную и духовную музыку.

Отец композитора был вице и гражданским губернатором сначала Новгорода, затем Волыни. Мать – дочь крепостной и богатого помещика Скарятина, была достаточно образованным человеком. Сильное влияние на Римского-Корсакова оказал его старший брат – контр-адмирал Воин Андреевич, который реорганизовал систему военно-морского образования.

Дом Римских-Корсаковых находился в живописном месте – на берегу реки Тихвинки, напротив Тихвинского Богородичного Успенского монастыря.

Игре на фортепиано Николай обучался дома, затем в пансионе. Увлечение музыкой возникло ещё в детстве. Римский-Корсаков был увлечён произведениями Бетховена, Россини, Мендельсона, Мейербера. Всю жизнь он оставался страстным поклонником музыки Михаила Глинки.

В 1856 году отец отвозит Николая в Морской кадетский корпус, который тот оканчивает с отличием. В 1861 г. семья будущего композитора переезжает в Петербург и в 1861 году Римский-Корсаков становится членом кружка «Могучая кучка», который оказывает решающее воздействие на формирование эстетических взглядов композитора.

Под руководством Балакирева (главы кружка) было начато первое крупное произведение Римского-Корсакова – Первая симфония ор. 1.

В 1862-1865 годах Римский-Корсаков назначается на морскую службу, благодаря чему посещает Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от путешествий воплотились через время в морских пейзажах, которые он отобразил в своих сочинениях средствами оркестровых красок.

В это время появляется вторая часть Первой симфонии, после которой композитор надолго забрасывает сочинительство.

Вернувшись из плавания Римский-Корсаков знакомится с Петром Чайковским и другими музыкальными талантами.

Он вновь начинает работать над Первой симфонией – сочиняет недостающие для скерцо трио, переоркестровывает произведение.

Музыкальный язык Первой симфонии композитор успешно развивает в таких сочинениях, как «Увертюра на три русские темы» и «Сербская фантазия». Обратившись к славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживается в музыке национального колорита. Этот колорит отразится в большей части его произведений.

Самое раннее из программных произведений композитора – музыкальная картина «Садко». В ней он продолжает традиции европейского программного симфонизма – Ференца Листа и Гектора Берлиоза.

Эскиз декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова Золотой Петушок (Н.С. Гончарова)В этом сочинении композитор впервые затрагивает мир сказки. В дальнейшем Римского-Корсакова будут называть «Сказочником». В музыке «Садко» он оркестровыми красками попытался изобразить море.

Позже Римский-Корсаков изображал море в сюите «Шахерезада», кантате «Из Гомера», опере «Сказка о царе Салтане». Открытием композитора в музыке стал симметричный ряд. Это была так называемая «Гамма Римского-Корсакова», которой он описывал фантастический мир.

В симфонической сюите «Антар», которая была написана по сюжету восточной сказки Осипа Сенковского, также присутствует сказочное начало.

С 1870-х годов границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова расширяются. Он становится профессором Санкт-Петербургской консерватории, инспектором духовых оркестров Морского ведомства, директором Бесплатной музыкальной школы, дирижёром симфонических концертов и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллы, возглавлял Беляевский кружок. В это же время композитор совершенствует свою композиторскую технику, в итоге чего появляется Симфония № 3 C-dur.

К сочинениям Римского-Корсакова также относится симфоническая сюита «Шахерезада», опера «Псковитянка», «Царская невеста» и другие произведения.

С 1872 года создаёт семью с пианисткой, композитором и музыковедом Надеждой Николаевной Пургольд. Композитор общался со многими культурными деятелями своего времени, в том числе и с А. М. Врубелем.

В память о Римском-Корсакове открыто множество музеев и памятников.


Снегурочка (М.А. Врубель, 1890-е г.)
Эскиз для костюма в опере
Н. Римского-Корсакова Снегурочка.
М.А. Врубель, 1890-е г.

Н.И.Забела-Врубель в роли Волховы
Н.И.Забела-Врубель в роли
Волховы в опере Н.А.Римского-Корсакова
"Садко". 1898 г.

Портрет Н.А. Римского-Корсакова (И.Е. Репин, 1893 г.)
Портрет композитора Н.А. Римского-Корсакова.
И.Е. Репин, 1893 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.