Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Операция по удалению вен на ногах. Стоимость операции на венах ног www.gkb-31.ru.
Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Тёрнер Джозеф Мэллорд Уильям


(23 апреля 1775 г., Лондон, — 19 декабря 1851 г., там же)

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер Британский живописец и гравёр, мастер романтического пейзажа, предтеча французских импрессионистов. Уильям Тёрнер родился 23 апреля 1775 г. в лондонском районе Ковент-Гарден (впрочем, точная дата рождения оспаривается рядом исследователей). Отец художника был мастером по изготовлению париков и брадобреем. В 1785 г. Джозефа Уильяма отправили в лондонский пригород Брентфорд, где он жил у дяди.

Ещё в Брентфорде он проявил интерес к изобразительному искусству, и после пяти лет учёбы в школе 15-летнего Тёрнера приняли в Королевскую академию искусства. Уже через год после поступления акварельная работа Тёрнера была выставлена на ежегодную выставку Академии художеств. Первая картина маслом, которая удостоилась экспозиции, появилась у Тёрнера в 1790 г. Впоследствии Тёрнер постоянно выставлялся в Академии, а в 1802 г. стал её членом. В дальнейшем Тёрнер много путешествовал с походной палитрой и делал зарисовки в Европе (Швейцария, Французские Альпы, Италия). С конца 1790-х г. разрабатывал мотивы голландских марин XVII в., пейзажей К. Лоррена и Р. Уилсона, обращался к библейским, мифологическим и историческим сюжетам, обнаруживая склонность к романтической фантастике, к воплощению драматической борьбы природных сил, к передаче редких световых эффектов.

Обучение у мастера архитектурного и топографического рисунка Томаса Малтона (Младшего) и изучение произведений выдающихся пейзажистов XVII в. оказали решающее влияние на концепцию пейзажа у Тёрнера. Он преодолел рамки описательности и пристрастие к изображению древностей и превратил пейзаж в средство выражения романтических переживаний. Это проявилось наиболее ярко в сотнях созданных им акварелей, где изображенное пространство насыщено светом и воздухом. Приемы изображения различных состояний световоздушной среды были перенесены затем в масляную живопись. В 1807 г. Тёрнер начал широко известную серию из 70 гравюр, выполненных в технике офорта и меццо-тинто для издания, получившего название Liber Studiorum.

Улисс и Полифем (Дж. Тернер)Затем он пишет картины в духе классических пейзажистов, в частности, Лоррена ("Переход через ручей", 1815 г., там же), стремясь превзойти самого себя в изображении световых эффектов. Абсолютная свобода его техники дала повод обвинить его в непоследовательности — упрек, который заслужила уже его картина "Кораблекрушение". Теперь эта свобода выходит на первый план. С 1820-х г. манера Тернера, разрабатывавшего преимущественно жанр марины, становится ещё более свободной и динамичной, колорит строится на контрастах мерцающих тонов, часто объединённых в общей светлой гамме, предметные очертания сплавляются и дробятся. Его картины становятся более гармоничными и более творческими, а не эклектичными по духу; лорреновский свет теперь кажется более насыщенным, а классическая перспектива усложняется с помощью игры диагоналей.

Первым в европейской живописи Тернер изображал атмосферные эффекты. Туман, воздушная дымка на закате солнца, клубы паровозного пара или просто облако становились для него полноправными мотивами. Отвлеченность живописной характеристики, была совершенно новым качеством в искусстве этого времени, в какой-то мере предвосхитившим не только поиски французских импрессионистов, но и художественные достижения мастеров абстракционизма. Тернер создал серию акварелей "Реки Франции", в которую входила и очень тщательно проработанная акварель "Руанский собор", сделанная на основе набросков еще 1821 года. Она часто выставлялась в XIX веке и, возможно, послужила толчком для серии картин Руанского собора Клода Моне (1892—1894 г.). Моне не раз бывал в Лондоне, был, в частности, в 1892 году и изучал вещи Тернера. В некоторых акварелях Тернер предвосхищает Моне, стараясь запечатлеть одно и то же место в разное время суток.

Последний рейс корабля Отважный (Дж. Тернер) Пожар в Парламенте в 1834 г. не только вдохновил Тёрнера на многочисленные этюды, но положил начало серии живописных работ на сюжет неистовства стихии и огня, в которых он произвел еще более свободные эксперименты в области цвета (Кливленд, Музей искусства). Таким образом, художник достиг мощного эмоционального воздействия света и окончательной свободы в тональной живописи. Сам сюжет его картин задает теперь центрические вихреобразные, наполненные изгибами линий композиции ("Снежная буря на море", 1842 г.). Стремясь выявить центростремительную композицию своих полотен, Тёрнер экспериментирует с новыми формами (квадрат, восьмиугольник). Его эволюция очень продуманна. Его лекции в Королевской Академии в качестве профессора перспективы свидетельствуют об интересе художника к теории, хотя своего рода символом его живописи тех лет стал "Этюд Ватто по принципам Фресноля" (1831 г., Лондон, галерея Тейт). Затем появилась картина "Свет и цвет (теория Гете)" (1843 г., там же), в которой художник использовал эмоциональные возможности цвета.

Особую известность Тернер завоевал благодаря картинам, посвящённым Наполеоновским войнам («Трафальгарская битва», «Поле Ватерлоо»). Позднее, новаторское творчество художника, предвосхищающее достижения живописи конца XIX — начала XX в., вызвало неоднозначную оценку в современном ему обществе; ряд картин был выставлен только посмертно, и полностью его значение было оценено лишь в XX в. Основные произведения Тернера: "Улисс и Полифем", "Последний рейс корабля "Отважный"" (1838 г.), "Дождь, пар и скорость" (1844 г.), "Кораблекрушение".

Живописец скончался 19 декабря 1851 г. Он завещал свои картины («Наследие Тёрнера») Национальной галерее в Лондоне при условии, что две из них будут экспонированы вместе с произведениями Клода Лоррена, а остальные сто с небольшим — в «галерее Тёрнера». В 1897 г. большинство картин художника было передано в галерею Тэйт. При содействии последней было начато сооружение примыкающей к ней галереи Клор, специально предназначенной для размещения произведений Тёрнера. Галерея Клор была открыта для публики в 1987 г.

Замок Норхэм на рассвете (Дж. Тернер, 1840 г.)
Замок Норхэм
на рассвете.
Дж. Тернер. 1840 г.

Пожар парламента (Дж. Тернер, 1835 г.)
Пожар парламента. Дж. Тернер.
1835 г.

Переход через ручей (Дж. Тернер, 1815 г.)
Переход через
ручей. Дж. Тернер.
1815 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.