Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Кампанила


(от итальянского campanile – «колокольня»)

Кампанила Джотто В итальянской архитектуре Средних веков и Возрождения квадратная (реже круглая) в основании многоярусная башня-колокольня, как правило стоящая отдельно от основного здания храма. Прообразом кампанилы послужили средневековые городские башни. Кампанилы имели в высоту 4, 5 и более этажей; при этом высота этажей, а также величина или количество оконных проёмов обычно возрастали снизу вверх (нижние этажи часто вообще были глухими), что создавало своеобразный эффект устремлённости ввысь. Эта форма строения возникла в 6 в., когда христианская церковь стала регулярно применять колокола. Будучи одновременно сторожевой башней и колокольней, кампанила стала существенным элементом в архитектуре Италии.

Ломбардия.

В Ломбардии, на севере Италии, были построены наиболее совершенные колокольни. В отличие от круглых колоколен Равенны, наиболее ранних построек этого типа, ломбардские колокольни имели в плане квадрат и, во всяком случае в ранних образцах, без всяких украшений вздымались вверх вплоть до верхнего яруса с колоколами. Обычно эти постройки были увенчаны пологой кровлей пирамидальной формы, покрытой черепицей. Кампанила кафедрального собора в Торчелло – великолепный сохранившийся до нашего времени пример неорнаментированного стиля. Ранним вариантом ломбардской кампанилы являются башни, фланкирующие миланскую церковь Сант Амброджо, поздним – колокольня кафедрального собора в Кремоне.

Рим.

Любопытно, что именно в Риме находятся наиболее древние из сохранившихся «квадратных» колоколен. К 7 в. относятся кампанилы церквей Сан Джованни и Паоло, Сан Лоренцо в Лючино, Санта Агнесса фуори ле мура и Сан Джорджо в Велабро. Самой высокой и стройной является выстроенная колокольня и часовая башня церкви Санта Мариа в Космедине (6 в., перестроена в 12 в.). Особенно интересна башня в Террачине, четыре яруса которой украшены слепыми аркадами из стрельчатых арок, некоторые из них сделаны световыми проемами.

Сан Готтардо в Милане.

Cобор Сан Джованни с кампанилойВ ряду других выделяется восьмигранная кампанила церкви Сан Готтардо в Милане, единственное, что осталось от этого древнего храма. Построенная из кирпича, она украшена мраморными колоннами по углам, поднимающимися до самого верха, где их связывают слепые аркады. Над этой башней поднимается восьмигранная звонница несколько уменьшенного поперечника, увенчанная высокой конической кровлей. Башня замечательна по композиции, орнаментации и цветовому решению: темно-красный кирпич с терракотовыми вставками. Среди других любопытных примеров кампанилы церкви Сан Дзено в Вероне, Сант Аббондио в Комо и Сан Пьетро и Паоло в Болонье.

Сан Марко в Венеции.

Изящная колокольня собора св. Марка построена в 12–14 в. Это квадратный в плане кирпичный столб, увенчанный звонницей из белого истрийского камня и крутым четырехгранным шатром, украшенным золотыми звездами по синему фону. Превосходная лоджетта у основания кампанилы не имеет отношения к первоначальной композиции, в ее строительстве (в 1540-х годах) участвовал архитектор и скульптор Якопо Сансовино (ок. 1486–1570 г.).

14 июля 1902 года, колокольня полностью обрушилась. Причинами падения стали землетрясения, удары молний и общий износ постройки. При падении башня разрушила также и лоджетту. Примечательно, что при разрушении башни не пострадал ни один человек. Было решено восстановить башню, в точности повторив внешний вид и усилив конструкцию. Восстановленная колокольня была открыта в День Святого Марка 25 апреля 1912 года.

«Падающая башня» в Пизе.

Кампанила на фоне собора Святого МаркаПизанскую кампанилу, круглую в плане композицию диаметром 16 м. и высотой 55 м., с шестью поясами белокаменных арочных галерей, строили в три этапа, начиная с 9 августа 1173 г., и с двумя длинными перерывами почти 200 лет, до 1360 года. Башня является колокольней католического собора Кампо деи Мираколи. Автор проекта так и остался неизвестен. Без сомнения, башня является одной из самых замечательных колоколен Европы. Раньше считали, что наклон башни являлся частью проекта, но сейчас эта версия представляется маловероятной. Башня проектировалась вертикальной, но наклон начал чувствоваться уже в процессе строительства и может быть связан с действием таких факторов, как мягкость почвы, ненадежность или несоразмерность фундамента, размытие грунта под башней в процессе строительства.

Колокольня Джотто во Флоренции.

Одной из самых красивых итальянских кампанил является башня, известная как башня Джотто. Художник Джотто (ок. 1266–1337 г.), автор проекта кампанилы, не дожил до завершения строительства, и она была закончена в 1387 г. Франческо Таленти, который внес в проект Джотто ряд изменений. По общей композиции масс это обычная ломбардская кампанила, однако снаружи башня облицована чередующимися плитами белого и зеленого мрамора с мозаичными вставками, выполненными братьями Космати. Проемы с готическим обрамлением изысканно вплетены в орнаментовку стен, а скульптуры, навесы и собранные в пучки мелкие крученые колонны относятся к художественным шедеврам эпохи. Благодаря сочетанию силы и изящества, простоты и богатства декора кампанила занимает одно из ведущих мест в архитектуре колоколен.

Башни коммун.

В средневековой Италии кампанилы сооружались не только при церквах и соборах. Среди башен коммун, использовавшихся и как дозорные, и как набатные сооружения, следует назвать башни в Сан-Джиминьяно и в Болонье, башню Синьории в Вероне и превосходную набатную башню флорентийского палаццо Веккьо. Последняя поднимается над верхней галереей дворца на 91 м. и увенчана карнизом с машикулями (навесными бойницами) и открытой звонницей. Башня послужила образцом для множества башен пожарных депо в американской эклектической архитектуре конца 19 в. Сопоставимые с флорентийским примеры: палаццо дель Подеста в Барджелло в той же Флоренции, палаццо Пубблико, палаццо дель Подеста в Сан-Джиминьяно или Палаццо деи Приори в Вольтерре.

Башня Сан-Готтардо
Башня
Сан-Готтардо.

Пизанская башня
Пизанская башня.

Кампанила на Палаццо Веккьо
Кампанила на
Палаццо Веккьо.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.