Мобиль
(по-французски mobile, от латинского mobilis — подвижный, изменчивый)
Разновидность кинетического искусства; произведение искусства, обычно из лёгкого металла и пластиков, отдельные части которого, подвешенные и находящиеся в состоянии неустойчивого равновесия, постоянно колеблются или вращаются под воздействием воздушных потоков или с помощью механических устройств, а также создающее разного рода цветовые, световые и звуковые эффекты. При этом движение одного элемента складывается из суммы движения всей системы подвесов и может быть довольно сложным, но самое главное — оно случайно в своих ритмических проявлениях и зависит от состояния природной атмосферы. Название "мобиль" было введено американским скульптором А. Колдером в 1932 году для обозначения собственных динамических конструкций, в отличие от стабилей, т.е. неподвижных скульптур.
Для кинетического объекта движение является самой существенной частью замысла. Даже если конструкция может существовать и в статичном состоянии, только в движении замысел ее создателя раскрывается полностью. Движение может быть простым или сложным, эпизодическим и дискретным или постоянным и непрерывным, ритмизованным или нет. Его траектория может описываться качанием, вращением, движением по спирали и т.п. Эстетическое наслаждение, получаемое зрителем, во многом зависит от запланированного ритма движения мобиля. Наиболее значительный эффект, достигаемый в этом жанре скульптуры — зрительное расширение области существования в пространстве всей конструкции и каждой ее части. Кроме трехмерных элементов, составляющих кинетический объект, добавляется еще четвертый — время, который прямо соотносится со скоростью и продолжительностью его движения.
Мобили могут приводиться в движение при помощи мотора или каких-либо других способов, например сжатой пружиной, прикосновением руки или потоком воздуха. В конструкциях с мотором действие и продолжительность движения запланированы и отрегулированы. Получающееся в результате механическое движение, однако, имеет тенденцию превращаться в монотонное, потому что соотношения форм в пространстве постоянно повторяются. В конструкциях, не так жестко контролируемых, движение задается при помощи гирь или других подобных способов. При этом изменения форм в пространстве менее однообразны по рисунку и потому более интересны.
Источники кинетической скульптуры можно видеть в таких строго функциональных механизмах, как старинные ветряные и водяные мельницы, водяные часы и флюгера. Их также можно сближать с современными самолетами, рекламными панно и механическими игрушками. Вероятно, более правильно считать, что кинетические конструкции возникли не из функциональных и практических соображений, а из чисто эстетических побуждений.
Уже в конце 19 века в живописи появились новые концепции, отличные от позиций импрессионистов. Поль Сезанн, который считается основоположником постимпрессионизма, отбросил законы линейной перспективы, использовавшиеся в западноевропейской живописи начиная с эпохи Возрождения, и ввел идею подвижной, изменчивой точки зрения вместо фиксированной. Это означало, что художник мог изображать предмет как бы видимый не с одной, а с нескольких разных точек.
Пабло Пикассо, знаменитый художник-новатор, и другие кубисты уже в 1907 г. подхватили и развили эту идею Сезанна. Их концепция изображения предмета одновременно с разных точек зрения, или его мысленного образа, рожденного в воображении художника, создавала впечатление, что предметы находятся не в покое, а в движении.
Примерно в то же время футуристы отвергли идею изображения статичных предметов и стремились создавать образы движущихся предметов, представляя последовательность их отдельных видов на разных стадиях движения. Следующий шаг в закреплении впечатления движения был сделан лидером футуристов Умберто Боччони, который в своем Манифесте футуристической скульптуры (1912 г.) заявил, что в скульптуру должно быть включено настоящее, физическое движение. Однако, насколько известно, в то время кинетическая скульптура еще не была создана, и идея футуристов была воплощена уже другими художниками. Считается, что первую кинетическую скульптуру создал Марсель Дюшан. Его конструкции, созданные в Париже в 1913-1915 г., были достаточно просты: первая представляла собой велосипедное колесо, помещенное на пьедестал, которое нужно было вращать рукой. Некоторые более поздние его мобили были подвешены так, что приводились в движение легким прикосновением руки или дуновением воздуха. Начиная с 1920-х годов Дюшан стал использовать подсветку и нетрадиционные и прозрачные материалы, например разрисованные осколки стекла, в конструкциях, приводившихся в движение поворотом колеса. Его "Вращающаяся полусфера" (1925 г.) двигалась при помощи мотора, что было новацией. За этим последовали "Роторельефы" (1935 г.), сделанные из картонных дисков, которые при вращении создавали различные конфигурации.
Термин "мобиль" широко употребляется по отношению к произведениям так называемого кинетического искусства (оформившегося в 1960-е годы течения, ставящего своей задачей активизацию восприятия зрителя). Принципы кинетического искусства (многообразная изменчивость структуры, возможная благодаря инженерному расчёту и использованию электроники; оптико-акустическое воздействие на зрителя, основанное на методах фотографии, кино, стереозвука) иногда находят применение в оформительском искусстве (оформление празднеств, выставочных интерьеров и т.д.); вместе с тем мобиль как станковое произведение не выходит из сферы отвлеченно-формальных экспериментов.
Вращающиеся стеклянные пластины (Крутящиеся тарелки). Марсель Дюшан. 1920 г.
|
Птица в пространстве. Константин Бранкузи.
|
Бесполезная машина. Александр Кодлер.
|