Исламское искусство
Исламское искусство – обозначение художественного стиля, напрямую связанного с исламской религией.
Ислам был третьей по времени образования великой монотеистической религией. Он начал широко распространяться по территориям, заселенным арабами, уже после смерти Мухаммада. Культура арабов в каждой из этих стран опиралась на местные традиции и художественные стили.
Исламское искусство отличается большим жанровым и стилистическим разнообразием, оно включает целый ряд художественных школ, у которых общими являются только религия и ориентация на Восток. После смерти Мухаммада (632 г.) началось распространение ислама на территориях соседних империй: сасанидской Персии и Византии. Быстрое развитие арабского государства — халифата, у которого не было более ранней культуры, стало причиной эклектичности мусульманского искусства. Считается, что единственным оригинальным вкладом ислама в мировое искусство является мечеть, молитвенный дом без священнослужителей.
Благодаря переезду династии Омейядов из Мекки в Дамаск расцветает гражданская архитектура, что получило свое выражение в развитии городов и строительстве первых мечетей.
Династия Аббасидов, сменившая Омейядов и продержавшаяся у власти с VIII по XI в., основала столицу в Багдаде и переняла у сасанидов идею айвана — большой открытой галереи с колоннами, выходящей во внутренний двор. В эту же эпоху сложился принцип украшения стен, в том числе обливной керамикой. Техника ее изготовления получила широкое распространение по всем мусульманским территориям, равно как и арабеска — новый тип узора.
Эстетические принципы в исламе
В исключительно декоративном исламском искусстве получил развитие орнамент, узор, состоящий из пересечения и переплетения стилизованных растительных мотивов и различных геометрических фигур. Такой узор получил название арабески. Часто в узор органично включаются надписи арабскими буквами. Композициями из арабесок, как ковром, можно покрывать поверхности любого размера. Активное использование изразцов и арабесок, позволяющих без конца варьировать одни и те же мотивы, является одной из главных особенностей исламского искусства и главным элементом, объединяющим все исламские государства.
Архитектура мечети приспосабливалась к эстетическим вкусам каждой новой завоеванной территории, она осваивала и впитывала все местные традиции, которые встречались на ее пути. Но, несмотря на большое разнообразие форм, которые принимают мечети, все они имеют такие общие элементы, как просторный молитвенный зал, дворик с портиками и фонтаном для омовения, киблу, сориентированную на Мекку, к которой поворачиваются верующие для молитвы, и минарет — башню, с которой призывают к молитве.
В качестве примера, демонстрирующего способность исламского искусства к ассимиляции можно вспомнить Великую мечеть Омейядов в Дамаске (706—714 гг.), которую построил халиф аль-Валид ибн-Абдул Малик: она украшена великолепной византийской мозаикой. Другим сооружением Омейядов, где использовалось искусство византийских мастеров и архитекторов, стала мечеть Омара, или «Купол скалы» в Иерусалиме (692 гг.).
Мечети, в которых чувствуется византийское влияние, сильно отличаются от некоторых других памятников той же эпохи, например, от мечети в Самарре в Ираке. Построенная около 847 г., она имеет один из самых оригинальных минаретов, форма которого напоминает древние месопотамские зиккураты.
Ислам в Испании
Ислам пришел в Испанию, когда халифат уже начал распадаться. Король Абдерахман I — эмир из династии Омейядов основал независимый эмират в Кордове и в 786 г. начал там строительство великолепной мечети, самого значительного исламского сооружения в Европе. В XII и XIII вв. Альморавиды и Альмохады принесли на полуостров традиции искусства Идрисидов из Феса и Аглабидов из Туниса. Все эти веяния, смешавшись с собственно андалузским искусством, привели к созданию таких сооружений, как Ла Хиральда, минарет уже исчезнувшей севильской мечети, строившейся с 1172 г., или город-дворец Мадинат-аль-Захра, построенный в X веке. Долгое и мирное испано-мусульманское сосуществование завершилась строительством в XIII в. Альгамбры, - изящного и изысканного дворца в Гранаде. Он представляет собой одно из последних проявлений испано-исламского творчества. Особенности его оформления легли в основу стиля мудехар, который сложился в XVI в., значительно позднее успешного завершения христианской реконкисты на территории Испании (1492 г.).
Ятриб-Медина, город Мухаммада
Основой социальной, политической, экономической и культурной структуры ислама с самого момента его зарождения является город. В эпоху средневековья каждая новая династия, приходящая к власти, строила себе новую столицу как доказательство своего величия и превосходства над соперниками. Особенность топографии большинства мусульманских городов заключаемся в том, что они представляют собой сеть запутанных лабиринтов. Мусульманские города возводились по принципу функциональности, в обязательном порядке включая комплекс общественных зданий. Ядром города является медина или мадинат. Здесь находятся в непосредственной близости друг от друга мечеть и дом правителя, или Дар аль-Имара, школа (медресе), бани (хамам) и рыночная площадь (сук) со складами. Вокруг медины - жилые кварталы с хаотичным нагромождением жилых домов. С расцветом Османской империи города окружались крепостными стенами, что привело к еще более тесной и хаотичной застройке внутри этих стен. В итоге возникало множество тупиков и маленьких темных улочек, в большинстве своем сохранившихся до наших дней.
Хиральда - бывший минарет мечети построенной в XII веке
|
Аль-Харам
|
Мечеть Омейядов в Дамаске
|