Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Исламское искусство

Исламское искусство – обозначение художественного стиля, напрямую связанного с исламской религией.

Исфахан, Иран Ислам был третьей по времени образования великой монотеистической религией. Он начал широко распространяться по территориям, заселенным арабами, уже после смерти Мухаммада. Культура арабов в каждой из этих стран опиралась на местные традиции и художественные стили.

Исламское искусство отличается большим жанровым и стилистическим разнообразием, оно включает целый ряд художественных школ, у которых общими являются только религия и ориентация на Восток. После смерти Мухаммада (632 г.) началось распространение ислама на территориях соседних империй: сасанидской Персии и Византии. Быстрое развитие арабского государства — халифата, у которого не было более ранней культуры, стало причиной эклектичности мусульманского искусства. Считается, что единственным оригинальным вкладом ислама в мировое искусство является мечеть, молитвенный дом без священнослужителей.

Благодаря переезду династии Омейядов из Мекки в Дамаск расцветает гражданская архитектура, что получило свое выражение в развитии городов и строительстве первых мечетей.

Династия Аббасидов, сменившая Омейядов и продержавшаяся у власти с VIII по XI в., основала столицу в Багдаде и переняла у сасанидов идею айвана — большой открытой галереи с колоннами, выходящей во внутренний двор. В эту же эпоху сложился принцип украшения стен, в том числе обливной керамикой. Техника ее изготовления получила широкое распространение по всем мусульманским территориям, равно как и арабеска — новый тип узора.

Эстетические принципы в исламе


В исключительно декоративном исламском искусстве получил развитие орнамент, узор, состоящий из пересечения и переплетения стилизованных растительных мотивов и различных геометрических фигур. Такой узор получил название арабески. Часто в узор органично включаются надписи арабскими буквами. Композициями из арабесок, как ковром, можно покрывать поверхности любого размера. Активное использование изразцов и арабесок, позволяющих без конца варьировать одни и те же мотивы, является одной из главных особенностей исламского искусства и главным элементом, объединяющим все исламские государства.

Архитектура мечети приспосабливалась к эстетическим вкусам каждой новой завоеванной территории, она осваивала и впитывала все местные традиции, которые встречались на ее пути. Но, несмотря на большое разнообразие форм, которые принимают мечети, все они имеют такие общие элементы, как просторный молитвенный зал, дворик с портиками и фонтаном для омовения, киблу, сориентированную на Мекку, к которой поворачиваются верующие для молитвы, и минарет — башню, с которой призывают к молитве.

В качестве примера, демонстрирующего способность исламского искусства к ассимиляции можно вспомнить Великую мечеть Омейядов в Дамаске (706—714 гг.), которую построил халиф аль-Валид ибн-Абдул Малик: она украшена великолепной византийской мозаикой. Другим сооружением Омейядов, где использовалось искусство византийских мастеров и архитекторов, стала мечеть Омара, или «Купол скалы» в Иерусалиме (692 гг.).

Мечети, в которых чувствуется византийское влияние, сильно отличаются от некоторых других памятников той же эпохи, например, от мечети в Самарре в Ираке. Построенная около 847 г., она имеет один из самых оригинальных минаретов, форма которого напоминает древние месопотамские зиккураты.

Ислам в Испании


каир. мечеть-медресе султана хасана. 1356-63.( Египет.) Ислам пришел в Испанию, когда халифат уже начал распадаться. Король Абдерахман I — эмир из династии Омейядов основал независимый эмират в Кордове и в 786 г. начал там строительство великолепной мечети, самого значительного исламского сооружения в Европе. В XII и XIII вв. Альморавиды и Альмохады принесли на полуостров традиции искусства Идрисидов из Феса и Аглабидов из Туниса. Все эти веяния, смешавшись с собственно андалузским искусством, привели к созданию таких сооружений, как Ла Хиральда, минарет уже исчезнувшей севильской мечети, строившейся с 1172 г., или город-дворец Мадинат-аль-Захра, построенный в X веке. Долгое и мирное испано-мусульманское сосуществование завершилась строительством в XIII в. Альгамбры, - изящного и изысканного дворца в Гранаде. Он представляет собой одно из последних проявлений испано-исламского творчества. Особенности его оформления легли в основу стиля мудехар, который сложился в XVI в., значительно позднее успешного завершения христианской реконкисты на территории Испании (1492 г.).

Ятриб-Медина, город Мухаммада


Основой социальной, политической, экономической и культурной структуры ислама с самого момента его зарождения является город. В эпоху средневековья каждая новая династия, приходящая к власти, строила себе новую столицу как доказательство своего величия и превосходства над соперниками. Особенность топографии большинства мусульманских городов заключаемся в том, что они представляют собой сеть запутанных лабиринтов. Мусульманские города возводились по принципу функциональности, в обязательном порядке включая комплекс общественных зданий. Ядром города является медина или мадинат. Здесь находятся в непосредственной близости друг от друга мечеть и дом правителя, или Дар аль-Имара, школа (медресе), бани (хамам) и рыночная площадь (сук) со складами. Вокруг медины - жилые кварталы с хаотичным нагромождением жилых домов. С расцветом Османской империи города окружались крепостными стенами, что привело к еще более тесной и хаотичной застройке внутри этих стен. В итоге возникало множество тупиков и маленьких темных улочек, в большинстве своем сохранившихся до наших дней.


Хиральда - бывший минарет мечети, построенной в XII веке
Хиральда - бывший минарет мечети
построенной в XII веке

Аль-Харам
Аль-Харам

Мечеть Омейядов в Дамаске
Мечеть Омейядов в Дамаске




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.