Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Родченко Александр Михайлович


(23 ноября 1891 г., Петербург — 3 декабря 1956 г., Москва)

Александр Михайлович Родченко Советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР, лидер русского авангарда первой половины 20 в. Работал совместно со своей женой, художником-дизайнером Варварой Степановой. Родился в Москве 23 ноября в семье театрального бутафора. В 1902 году семья переехала в Казань, где в 1905 г. он окончил Казанское приходское начальное училище. В 1911—1914 г. учился в Казанской художественной школе у Н.И. Фешина, где в 1914 году познакомился с Варварой Степановой. С 1916 года Родченко и Степанова начали совместную жизнь в Москве. В этом же году он был призван в армию и до начала 1917 года служил заведующим хозяйством Санитарного поезда Московского земства.

Сперва авангардные поиски Родченко развивались в русле станковой живописи и графики. Испытав этапное воздействие супрематизма К.С. Малевича, он придавал своим абстрактно-геометрическим произведениям (серии "Композиции движений проецированных и окрашенных плоскостей", "Концентрация цвета и форм", обе работы – 1918 г.; серии "Плотность и вес", "Линиизм", обе работы – 1919 г.) еще более минималистский и строго-рациональный, чем у Малевича, характер: с 1915 г. он создавал их, словно чертежи, с помощью циркуля. Работа по декорации кафе «Питтореск» (1917 г.; совместно с В.Е. Татлиным, Г.Б. Якуловым и другими; не сохранилась) обозначила переход к трехмерным пространственным формам – к ажурным подвесным композициям 1918–1921 г., известным по старым фото и современным реконструкциям. Здесь были заложены основы конструктивизма – стиля, призванного инженерно смоделировать мир будущего.

Восторженно встретив революцию как стихию, созвучную «пылающему творчеству» авангарда (из стихотворения 1918 г.), художник служил в ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса (1918–1921 г.), был одним из самых активных членов «Левого фронта искусств» (ЛЕФ). Важным очагом нового дизайна стали дерево- и металлообрабатывающие факультеты Всесоюзных художественно-технических мастерских (Вхутемас), где Родченко преподавал в 1920–1930 г. Создал ряд архитектурных проектов (здания принципиально нового типа — Дома Советов — 1920 г.). Много работал в области полиграфического искусства, отдавая предпочтение агитационному и производственному. Разработал образцы типографских шрифтов для журналов "Кино-фот", "Огонек", Смена", "Книга и Революция", "Пионер", "Современная архитектура" и других.

Киноплакат (А.М. Родченко, 1929 г.)С 1924 г., купив первые свои фотоаппараты, он обновлял язык фотографии, придав ей невиданную силу выражения: его штучные фото, в том числе портреты ("Маяковский с псом Скотиком", 1924 г.; "Портрет матери", 1924 г.; "Н.Н. Асеев", 1927 г.; и другие), равно как и репортажи (с парадов, строек и т.д.), – это поразительная летопись «великого перелома» в обществе, зафиксированного, благодаря резким и неожиданным, нарочито-«остраненным» ракурсам, именно «на сломе», в резком разрыве старого и нового. Многочисленные фотоработы Родченко сочетают строгую документальность, осязательную предметность изображения с экспрессией композиции и светотеневого решения. Ряд произведений Родченко выполнил совместно с женой — В.Ф. Степановой. Как фотограф, Родченко стал известен благодаря экспериментам с ракурсом и точками фотосъемки. Фотография обязана Родченко появлением понятий "перспектива Родченко" и "ложная перспектива Родченко".

Был членом жюри и художником-оформителем многих фотовыставок, входил в состав президиума фотосекции профессионального союза кинофотоработников, был членом МОСХа (Московская организация Союза художников СССР) с 1932 года. В 1936 г. участвовал в «Выставке мастеров советского фотоискусства». С 1928 г. года регулярно посылал свои работы на фотографические салоны в США, Францию, Испанию, Великобританию, Чехословакию и другие страны.

В 1920-е г. Родченко — автор многих проектов оформления складывающегося советского общественного быта, основанных на принципе экономии как материальных возможностей, так и выразительных средств (оформление и мебель рабочего клуба, экспонировавшиеся на Международной выставке декоративного искусства в Париже, 1925 г.).

Спортсмены на Красной площади (А.М. Родченко, 1935 г.) Был замечательным художником книги: шедевром изобразительной поэтики абсурда в духе дадаизма явились его фотоколлажи для книги Маяковского "Про это" (1923 г., Музей Маяковского, Москва). Художник широкого профиля, Родченко конструктивистски реформировал также стилистику мебели (проект рабочего клуба для Международной выставки декоративных искусств в Париже, 1924 г.), одежды (собственный комбинезон 1923 г., напоминающий современный джинсовый покрой), рекламы и промграфики (плакаты, реклама, конфетные обертки, ярлыки для «Моссельпрома», «Резинотреста», ГУМа и «Мосполиграфа», 1923–1925 г.), наконец, киноплаката.

Внес также выдающийся вклад в авангардную сценографию (мебель и костюмы для спектакля "Клоп в театре" В.Э. Мейерхольда, 1929 г.; и т.д.). В 1926–1928 г. работал в кинематографе как художник-постановщик фильмов "Ваша знакомая" Л.В. Кулешова, 1927 г.; "Москва в Октябре" Б.В. Барнета, 1927 г.; "Альбидум" С.С. Оболенского, 1928 г.; "Кукла с миллионами" С.П. Комарова, 1928 г.

В 1930-е годы творчество мастера как бы раздваивается. С одной стороны, он занимается прочно вправленной в программу соцреализма агитпропагандой (оформление коллективных книг "Беломорско-Балтийский канал имени И.В. Сталина", 1934 г.; "Красная Армия", 1938 г.; "Советская авиация", 1939 г.; и других). С другой – стремится сохранить внутреннюю свободу, символом которой для него с середины 1930-х годов служат образы цирка (в фоторепортажах, а также в станковой живописи, к которой он в этот период возвращается). В 1940-е годы, примыкая к «неофициальному искусству», Родченко пишет серию «декоративных композиций» в духе абстрактного экспрессионизма.

В 1940-е — 1950-е г. Родченко — фоторепортёр, художник Музея Революции СССР и Дома техники в Москве. Умер Родченко в Москве 3 декабря 1956 г.

Композиция (А.М. Родченко, 1917 г.)
Композиция.
А.М. Родченко. 1917 г.

Рекламный плакат Моссельпрома
Рекламный плакат
Моссельпрома.
А.М. Родченко и
В.В. Маяковский.

Диск и крышка (А.М. Родченко, 1919 г.)
Диск и крышка.
А.М. Родченко. 1919 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.