Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Регионализм, Риджионализм


(от латинского regionalis и английского regional — местный, областной)

Американская готика (Г. Вуд, 1930 г.) 1) В общем смысле - различные формы социально-культурной и политической самоидентификации территориальных сообществ, проявляющих себя в идеях, настроениях, действиях, намерениях, направленных на сохранение самобытности региона или повышение его статуса в системе государств и наций.

Являясь производным от понятия "регион", регионализм может быть связан, во-первых, с различными по своему происхождению и характеру сложившимися этническими общностями в составе многонационального государства либо различными субэтническими группами, сохранившими свою специфику в результате незавершенной этнической консолидации; во-вторых, наличием внутригосударственных территориальных сообществ, специфические черты которых сформировались в результате освоения определенной природно-географической среды и соответствующего ей хозяйственного уклада, специализации региона в рамках национальной системы разделения труда, а также особенностями социальной структуры, местных проявлений единой национальной культуры и т.п. От регионализма отличают понятие регионализации как внешнего процесса регионального строительства, осуществляемого центральными органами власти и управления.

2) В живописи - направление в американской живописи 1930-х — 1940-х г. Представители регионализма, обратившись вслед за Ч. Шилером и Ч. Бёрчфилдом к специфике американской тематике, объединив в своих произведениях черты, присущие американскому примитивизму, в некоторой мере экспрессионизму и особенно немецкой «новой вещественности».

Создавая типичние бытовые и исторические сцены Америки, специфические американские пейзажи, они стремились к подчёркнуто буквальному, подробно повествовательному воспроизведению реальности, придавали формам острую, подчас чрезмерную экспрессию (Т.Х. Бентон, Дж.С. Керри) или холодно-отвлечённую застылость (Г. Вуд). Консервативно националистические тенденции, апология «американского образа жизни» иногда парадоксально сочетались в творчестве этих художников с острой иронией по отношению к обывателю, и даже со штрихами социальной критикиХудожники регионализма соединяли в своих работах натуралистическую буквальность с элементами примитивизма и экспрессии, а наигранный оптимизм - с нотами иронии, которые в сочетании с простотой украшали спокойность картин.

Театр в Эссене (А. Аалто)3) В архитектуре - термин, нередко применяемый к различным течениям в архитектуре 20 в., для которых характерны обращение к традициям местной (древней или народной) архитектуры и стремление возможно полнее учесть местные природные и климатические условия. Регионализм, представляющий собой в известном отношении дочернюю ветвь органичной архитектуры, в середине и во второй половине ХХ в. дал ряд самобытных сооружений. Сложение регионализма приходится на 1930-е г. и связано с эстетическим отторжением обезличенного геометризма авангарда. Еще более непримиримым это отторжение стало в 1950-е г. в ответ на ещё более агрессивное распространение новой волны модернизма, нахлынувшего на мировое зодчество из США под именем "интернациональный стиль".

Раньше всего регионализм начал формироваться в странах Северной Европы, затем в Латинской Америке, Японии и других странах. Развитие регионализма определялось не только недостатками модернизма, но и особенностями социальных процессов в послевоенные годы. Для этого периода характерно резкое увеличение мобильности населения, даже его малообеспеченной части за счёт развития индустрии массового туризма. Путешественники и туристы - первые (но достаточно поверхностные) искатели своеобразия впервые увиденных мест и их архитектуры. С этим периодом совпадал и другой процесс - углублённой и обширной деятельности по реставрации и реконструкции исторических городов, превратившийся во второй половине ХХ в. в самостоятельную отрасль исследований и проектирования в Италии, Австрии, Германии, Франции, Великобритании и других странах. Не последнюю роль в становлении регионализма играет поиск художественной самоидентификации наций и стран, особенно тех, что поздно обрели государственную независимость.

В ХХ в. на путь последовательного регионализма первыми становятся архитекторы скандинавских стран, одними из первых усвоившие уроки модернизма, и начавшие в 1930-е г., от них отказываться. Применение градостроительных и компоновочных приёмов модернизма (строчная застройка, прямоугольные объёмы, плоские крыши, открытое подполье и прочее) приводили в климатических условиях Скандинавии к ухудшению микроклиматических параметров застройки и зданий.

Технологический Университет в Хельсинки (А. Аалто)Согласно региональным условиям здесь быстро произошёл переход к замкнутой и полузамкнутой застройке преимущественно протяженными и часто криволинейными в плане домами, повторяющими рисунок горизонталей при застройке характерных для рельефа Скандинавии горных склонов. Необходимость естественного снегосброса продиктовала отказ от плоских крыш с возвращением к традиционным скатным, преимущественно крутосклонным.

Возврат к традиционным архитектурным формам определил и предпочтение традиционным материалам - камню, кирпичу, дереву. Выявление эстетических черт современных конструкций из традиционных материалов (например, гнутых древесноклееных и т.д.) в объёмах и интерьерах общественных зданий стало характерной чертой скандинавского регионализма. Особенно ярко она проявилась и творчестве выдающегося финского зодчего Алвара Аалто.

Регионализм в архитектуре Японии особенно ярко проявился после Второй мировой войны. Формируется новый тип общественного здания, называемый ратушей, а по существу это многофункциональный объект, сочетающий учреждения местного самоуправления с культурным центром. Жарко-влажный климат страны продиктовал основные конструкции стен и крыш, подъём зданий над основанием на отдельные открытые опоры, а высокая сейсмичность территории японских островов - малые массивность и этажность, лаконичность объёмов зданий.

Кофе и еда (Т.Х. Бентон, 1944 г.)
Кофе и еда.
Т.Х. Бентон. 1944 г.

Крещение (Т.Х. Бентон, 1944 г.)
Крещение. Т.Х. Бентон. 1944 г.

Июльский полдень (Т.Х. Бентон, 1943 г.)
Июльский полдень.
Т.Х. Бентон. 1943 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.