Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Монументальная пропаганда


(от латинского monumentum - памятник)

Памятник В.И. ЛенинуПлан развития монументального искусства в честь торжества социалистической революции, выдвинутый В. И. Ленином, а также организация связанных с этой идеей мероприятий советского правительства по осуществлению этого плана.
 
Идея плана монументальной пропаганды принадлежала лично Ленину, заимствовавшему ее из утопии Т. Кампанеллы Город Солнца. Основные задачи плана были сформулированы в декрете Совнаркома "О памятниках республики" (принят 12 апреля 1918 года). Список имен исторических деятелей, в честь которых предполагалось устроить монументы в городах России был утвержден Совнаркомом 30 июля 1918 года. Декрет предусматривал снятие монументов, не имеющих исторической и художественной ценности, создание произведений революционного монументального искусства. Уже к 1 мая 1918 был снят или закрыт ряд монархических памятников, создано праздничное оформление многих городов, открыт временный памятник К. Марксу в Пензе (скульптор Е.В. Ревдель).

Список новых памятников, которые предполагалось воздвигнуть в память революционеров и прогрессивных деятелей культуры всех времён и народов (69 имён), был утверждён СНК 30 июля 1918 г. Первым из них сооружён памятник А.Н. Радищеву в Петрограде (скульптор Л.В. Шервуд, открыт 22 сентября), повторенный затем для Москвы. Празднование первой годовщины Октябрьской революции было отмечено открытием многих новых памятников, мемориальных досок с агитационными надписями, а также архитектурно-живописным оформлением городов (Москва, Петроград, Саратов, Витебск и др.) и некоторых деревень. Закладка и открытие памятников рассматривались как важное политическое событие и в агитационно-воспитательных целях проводились в торжественной обстановке, с митингами. Несколько раз на таких митингах выступал В.И. Ленин, в том числе 7 ноября 1918 г. на открытии памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу (скульптор С.А. Мезенцев) на площади Революции и мемориальной доски «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (скульптор С.Т. Конёнков, ныне в Руссском музее в Ленинграде) на Красной площади в Москве.

Произведения монументальной пропаганды  создавались большей частью как временные, из дешёвых и непрочных материалов, таких как бетон, дерево, гипс. Впоследствии наиболее выдающиеся монументы собирались перевести в «вечные» материалы. В 1919—1920 г., когда в связи с тяжёлым военным и хозяйственным положением страны практические работы по монументальной пропаганде сократились, получили развитие такие формы монументальной пропаганды, как конкурсы на проекты монументов, торжественные закладки будущих памятников.

Большое место в монументальной пропаганде этого периода заняли темы интернационального братства трудящихся (монументы в национальных республиках, оформление конгрессов Коминтерна и Съезда трудящихся Востока, массовые зрелища) и перехода к мирному труду (памятники и зрелища, посвященные «Освобождённому труду»).

Павшим в боях за мир и братство народовС укреплением советской власти монументальная пропаганда распространяется на Киев (декрет СНК Украинской ССР от 7 мая 1919 г.), Самарканд и другие города, с 1920 г. — на Урал, Сибирь, Азербайджан, с 1921 г. — на Армению и Грузию. С 1922 г., с улучшением хозяйственного положения Советской республики и особенно в связи с 5-й годовщиной Октябрьской революции, начинается новый подъём монументальной пропаганды.

Начиная с 1922 – 1923 г. памятники уже сооружались из прочных и качественных материалов, благодаря чему они сохранились до нашего времени: Н. П. Огарёву и А. И. Герцену (цемент с гранитной крошкой, скульптор Н.А. Андреев), К.А. Тимирязеву (гранит, скульптор С.Д. Меркуров) в Москве; Н.А. Некрасову (бронза, скульптор В.В. Лишев) и В. Володарскому (бронза, гранит, скульпторы М.Г. Манизер и Л.В. Блезе-Манизер, архитектор В.А. Витман; открыт в 1925 г.) — в Ленинграде; памятник «Борцам революции» в Саратове (гранит, скульптор Б.Д. Королёв, открыт в 1925 г.). Опыт монументальной пропаганды был использован в сооружениях, увековечивших средствами монументального искусства память В.И. Ленина (например, памятник В.И. Ленину на площади Ленина в Ленинграде, бронза, гранит, 1926 г., скульптор С.А. Евсеев, архитекторы В.Г. Гельфрейх и В.А. Щуко).

Монументальная пропаганда предусматривала преимущественное развитие монументально-декоративных видов искусства, используемых как агитационное средство в борьбе за победу нового строя, за просвещение и воспитание народных масс. Монументальная пропаганда была способом обновить облик советских городов, художественно оформить новый общественный быт. Монументальная пропаганда являлась социальным заказом, способствовавшим привлечению к сотрудничеству с Советской властью творческой интеллигенции, её перевоспитанию в духе революционных идей. Многие произведения монументальной пропаганды (в т.ч. неосуществлённые проекты) сыграли огромную идейно-воспитательную роль, привлекли внимание масс к вопросам искусства, внесли ряд новых художественных, архитектурных, градостроительных и других идей, оказавших плодотворное влияние на дальнейшее развитие советского искусства. Монументальная пропаганда, предполагавшая широкий синтез искусств (наряду с архитектурой и изобразительным искусством также литература, театр, музыка, например массовые зрелища, «симфонии гудков» и др.), стимулировала развитие монументально-декоративного искусства, отстававшего в предреволюционный период от других родов искусства. В широком смысле вся история советского монументального искусства представляет собой продолжение ленинского плана монументальной пропаганды. Участие в монументальной пропаганде было большой практической школой для многих мастеров советского искусства.

Барельеф Робеспьер
Барельеф
"Робеспьер".
С.Д. Лебедева.
Ленинград. 1920 г.

Кто не работает, тот не ест (С.Е. Чернышев, 1918 г.)
Доска «Кто не работает,
тот не ест».
С.Е. Чернышёв. 1918 г.

Памятник К. Марксу (С.А. Евсеев, 1934 г.)
Памятник К. Марксу.
С.А. Евсеев, 1934 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.