Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Мексиканская школа живописи

Сбор сахарного тростникаМексиканское изобразительное искусство XX в. — это прежде всего монументальная живопись и графика. Ее главными представителями, мэтрами так называемого мексиканского Возрождения, являются Х.К. Ороско (1882-1949 г.), Д. Ривера (1888-1957 г.) и Д.А. Сикейрос (1896-1973 г.). Это народное искусство, наполненное прогрессивными, революционными идеями и связанное с национальными мотивами. Художники школы занимались возрождением искусств прошлых лет: древних майа и ацтеков, традиций итальянского Ренессанса. Философия типизации социальных жизненных явлений, стремление понять внутреннюю подоплёку событий истории отличают многие выдающиеся творения мексиканской школы живописи, в которой в качестве главного действующего лица фигурирует народ.

Годы становления и развития мексиканской школы монументализма — это годы борьбы, направленной на поиски своего собственного стиля в искусстве, неотделимой от исторических и социальных процессов, протекавших в Мексике начиная с 1910-х годов. Трудно переоценить роль мексиканской революции 1910—1917 г. для культуры страны; без нее был бы совершенно немыслим тот скачок, который проделало мексиканское искусство от провинциальности и подражательства европейским образцам до истинной революционности, эпичности, самобытности и вместе с тем общечеловечности, поставивших его в один ряд с искусством мирового масштаба. Мексиканская монументальная живопись — порождение революции и ее летопись. Именно ей первой суждено было запечатлеть наиболее яркие страницы исторической и революционной борьбы в Мексике, отразить последствия революции 1910—1917 г., создать образ нового мексиканца, воспеть красоту родной страны.

Вплоть до начала XX в. искусство Мексики ориентировалось на Европу: в колониальное время — на Испанию и Фландрию (XVI — начало XIX в.), в XIX в. — на Францию. Поэтому естественно, что индейской проблематикой как таковой художники не занимались. Правда, персонажи, наделенные чертами индейцев, и индейские мотивы появлялись в искусстве колониального времени, европейском в своей основе, а художники XIX в. обращались к образу индейца в поисках этнографического материала, но это проистекало скорее от невозможности полного игнорирования мексиканской действительности, а не от сознательного ее переосмысления. Мексиканская революция 1910—1917 г. способствовала появлению совершенно нового типа героя — человека из народа, индейца. Обращение к нему и ставила своей задачей монументальная живопись.

Новая демократия (Д. Сикейрос)Возникновение и расцвет мексиканской монументальной живописи относится к 1920-м годам и связан в немалой степени с именем философа и писателя Хосе Васконселоса (1882—1959 г.). С 1921 по 1924 г. он занимал пост министра просвещения, а уйдя с этого поста, продолжал оказывать влияние на культурную жизнь страны. При нем художникам была предоставлена возможность работать над росписями стен официальных учреждений Мексики. В это время Ривера и Ороско создают свои наиболее гармоничные фрески. В них еще ощущается надежда на перемены, которые должна была принести с собой революция.

В передовых художественных кругах формируется новый тип художника, осознающего творчество как политическую борьбу и связывающего свою деятельность с Мексиканской коммунистической партией. По инициативе Сикейроса в 1922 г. оформляется "Революционный синдикат работников техники и искусства". В 1922 г. Ривера, Ороско и Сикейрос начали росписи в Национальной подготовительной школе в Мехико, а затем и в других городах.

Эпические росписи Риверы воссоздают мотивы и приёмы древнемексиканского искусства, вместе с тем они говорят об освоении традиций итальянского Возрождения, сочетают мощную пластику фигур с общим орнаментально-плоскостным характером композиции. Работы Ороско проникнуты острой экспрессией и тяготеют к абстрактно-символическим формам. Росписи Сикейроса полны драматизма и динамики, пространственных эффектов, активно воздействующих на зрителя. В 50-60-е г. ХХ в. в монументальной живописи Мексики преобладают произведения, создаваемые в синтезе с новыми архитектурными сооружениями (декоративные мозаики О'Гормана и Х. Чавеса Морадо, тематические мозаичные рельефы Сикейроса, росписи Риверы и О'Гормана). Примером синтеза архитектуры, скульптуры и живописи является монументально-декоративное сооружение Сикейроса "Полифорум" в Мехико (1971 г.).

Ленин и Троцкий, вожди революции (фреска Д. Ривьеры)Росписи, которые были созданы в зданиях Гвадалахаре, Чапинго, Мехико, Куэрнаваке, Национальном дворце и национальной подготовительной школе – это выдающиеся явления монументального искусства двадцатого века. Особым новаторством в то время было использование приемов кино и фотомонтажа, совмещение различных точек зрения, динамика композиции. (пример – фрески Сикейроса). Но есть и недостатки. В творчестве мексиканской школы проскальзывает схематизм, излишняя политизированность, элементы экспрессионистической деформации.

Искусство трех великих мексиканских мастеров, рожденное революцией, продолжает служить человечеству своей убежденностью в правоте гуманистических идеалов, активным отношением к жизни, умением образно и красочно отображать окружающую действительность. В сложной политической обстановке современной Латинской Америки искусство ведущих мастеров мексиканской монументальной живописи является эффективным средством борьбы прогрессивных сил с реакцией. Творчество художников мексиканской школы имело значительное влияние на американское и европейское искусство.

Повстанцы из отряда Салаты (Х.К. Ороско)
Повстанцы из отряда Салаты.
Х.К. Ороско.

Первомайская демонстрация в Москве
Первомайская
демонстрация в Москве.
Фреска Диего Ривьеры.

Рабочий класс (Х.К. Ороско, фрагмент фрески, 1922-1927 г.)
Рабочий класс. Х.К. Ороско.
Фрагмент фрески в
Национальной подготовительной
школе в Мехико. 1922—1927 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.