Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




http://www.stroyploshadka.ua/ trianon обои rasch trianon.
Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Гравирование


(от французкого graver — вырезать, создавать рельеф)

Гравюра на серебре с чернением Это способ изображения предметов на металлах, дереве, камне, употребляемый почти исключительно с целью воспроизведения этих изображений на бумаге одной или многими красками. Резьба, сделанная с другой целью, редко так называется. По существу гравирование - это рисование на металле и дереве при помощи особенных инструментов и средств, соответствующих поверхности, на которой нужно сделать рисунок. Оно может быть выполнено посредством режущих, царапающих, гладящих инструментов, при помощи кислот или иных жидкостей, или же рисунок может быть получен фотографическим путем и потом обращен в клише, пригодное для печатания. Произведениями первого рода являются собственно гравюры, второго рода — фотогравюры в общем смысле этого слова. Настоящее гравирование - это одна из отраслей изящных искусств, которая до недавнего времени служила при помощи печати единственным средством создания копий с произведений искусства. Печать с гравированных досок дает эстампы, на которых  собственно и видны качества гравюры, поэтому нельзя рассмотрение печати отделить от гравирования.

Гравюра может быть или углубленная, или выпуклая; в первом случае при печатании наполняются краской углубления, а во втором - натирают краской выпуклые части гравюры, которые все должны лежать в одной плоскости. С гравюр второго рода печатают как с буквенного набора, обыкновенным типографским станком; поэтому отпечаток с гравюры может появиться среди самого текста книги. Этого рода печать после некоторой предварительной подготовки происходит сравнительно быстро, тогда как печать с углубленных гравюр гораздо сложнее и медленнее.

Невский проспект в 8 часов утра (И. Матюшин, 1870-е г.)Способы углубленного гравирования имеют следующие подразделения:

  1. Гравирование резцом. Наиболее трудное из всех, как требующее умения превосходно рисовать, верной и твердой руки для проведения режущим стальным инструментом на медной или стальной доске плавных линий различной формы и различно углубленных; ошибки в этом способе почти неисправимы.
  2. Гравирование травлением, офорт. Этот способ гравирования на меди требует предварительного рисования стальной иглой на доске, покрытой лаком (грунтом); игла тонкими чертами прорезывает лак до меди, после чего доску подвергают действию кислоты, растворяющей медь, вследствие чего образуется углубленный рисунок, с которого можно печатать.
  3. Гравирование черной манерой (меццо-тинто). Оно зародилось в XVII столетии и еще употребляется в нашем столетии (теперь уже редко), достигнув особенного совершенства в Англии. Сущность этого способа состоит в том, что делают поверхность доски шероховатой, так, чтобы по отпечатании с нее получилась ровная черная поверхность. Затем сглаживают стальным инструментом, называемым планиром, шероховатости только  на тех местах, которые должны выйти на эстампе более или менее светлыми. Шероховатость придают доске посредством гранильника или качалки.
  4. Меняла (О. Майя, 1870-е г.) Акватинта. Сходна с черной манерой в том отношении, что и в этом способе гравирования подготовляется зернистый ровный фон; но работа гравера на этом фоне совершенно иная, чем в черной манере. Прежде всего покрывают доску, подогревая ее снизу, довольно медленно сохнущим лаком, который должен от теплоты сделаться очень жидким, и насыпают на нее сквозь частое сито мелкотолченой поваренной соли, частички которой проникают сквозь лак до поверхности медной доски. Не ожидая полного охлаждения лака, погружают доску в воду, имеющую комнатную температуру, отчего соль растворяется и в лаковой поверхности оказываются точечные углубления различной формы; при погружении доски в кислоту, поверхность меди растворяется в этих местах и по смытии лака обнаруживается мелкозерненая поверхность доски.
  5. Гравирование крапинками или пунктиром. Гравирование точками, или, точнее, маленькими крапинками неправильной формы, производится при помощи острых инструментов, нажимаемых рукою, или таких, по головке которых ударяют молотком. Чем мельче точечки и чем реже они расположены на какой-нибудь части гравюры, тем светлее выходит при печати это место в эстампе.


Мастер гравер за работой
Мастер гравер
за работой.

Гравюра на стекле
Гравюра на
стекле.

Современное гравирование
Современное гравирование.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.