Осмеркин Александр Александрович
(8 декабря 1892 г., Кировоград - 25 июня 1953 г., Москва)
Российский живописец, участник художественной группы "Бубновый Валет" родился 8 декабря 1892 года в г. Елисаветграде (ныне Кировоград) в Херсонской губернии в семье почтово-телеграфного служащего. Первым учителем юного Александра Александровича стал украинский художник-передвижник Ф. Козачинский, преподававший в рисовальных классах при Елисаветградском земском реальном училище.
А.А. Осмеркин был натурой многообразно одаренной. Увлекался театром, в юности мечтал стать актером, даже собирался учиться пению. Любовь к театру сохранилась и в дальнейшем, но победила страсть к живописи.
В 1910 году Осмёркин поступает в Петербургскую школу Общества поощрения искусств при Академии художеств, где учится у Рериха, но недолго. Уже через год в 1911 году поступает в Киевское художественное училище под руководством Н.К. Пимоненко, а в 1913 году Осмеркин отправляется в Москву, в школу И. Машкова, и с 1914 года уже участвует в выставках «Бубнового валета» - группы московских живописцев, которых именовали «русскими сезанистами». Был также членом объединений «Общество московских художников» и АХРР.
Судьба художника отныне неразрывно связана с Москвой и Петроградом. Осмёркин входит в, так называемый, бомонд - высший интеллигентский свет того времени. В кругу его знакомых С. Есенин, О. Мандельштам, А. Ахматова, П. Кончаловский, А. Лентулов.
Как и все «бубновалетцы», испытал сильное влияние П. Сезанна, а также французского фовизма и кубизма. Осмеркин любит сочную, "вкусную" живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры ("Обнаженная на фоне персидской набойки", 1914-1915 г., "Дама с лорнеткой", 1917 г., "Натюрморт с часами", 1918 г., "В кафе", 1919 г., и др.).
Если в ранних его вещах доминирует кубистически - «натюрмортное», предметное начало ("Натюрморт с бандурой", 1920 г.; "Натюрморт с черепом", 1921 г.; обе работы – в Русском музее), то параллельно мощно усиливается и самоценная экспрессия цвета ("Портрет Е.Т. Барковой" (жены художника), 1921 г.) Позднее в его образах, как и в живописи Р.Р. Фалька, главенствующую роль обретает цветовая стихия – при общей сдержанности и тонкой тональной оркестровке красочного слоя.
Писал в основном камерные портреты и натюрморты, неброские по композиции, задумчиво-созерцательные пейзажи ("Ветлы у пруда", 1925 г.; "Мойка. Белая ночь", 1927 г; оба пейзажа – в Третьяковской галерее), хотя время от времени и «отчитывался» историко-революционными полотнами ("Взятие Зимнего дворца", 1927 г., Русский музей) или казенными портретами передовиков.
В поздних его вещах отзвуки кубизма окончательно уступают место импрессионистической манере письма, в целом мажорной, но порой наделяемой и острым драматизмом ("Портрет художницы Н.А. Удальцовой", 1948 г., Третьяковская галерея.
Его картины были тонкими по тональной разработке произведениями 20-х г. в духе фовизма и кубизма; многоцветными, осязаемо-пластическими работами 1930-1950-х г.
Александр Дейнека так характеризовал художника: «Рассеянный мягкий лирик, любитель поэзии, человек абсолютного живописного слуха, артист без всякого «делячества», беззаветно влюбленный в искусство, для которого оно было чем-то намного большим, чем любые практические мысли или вопросы тщеславия. Он прошел через нас Дон Кихотом в искусстве».
Осмеркин успешно выступал как художник театра – в ленинградском Большом драматическом (1937 г.), а во время эвакуации в Казанском драматическом (1943 г.), – однако эпохальных вещей в этой области не создал. С 1918 по 1948 год активно работал как педагог: Свободные художественные мастерские (Высшие художественно-технические мастерские, ВХУТЕМАС), Ленинградская Академии художеств, Московский художественный институт имени В.И. Сурикова.
В 1947 году Александр Осмёркин был вынужден отказаться от активной преподавательской деятельности и участия в выставках в связи с выдвинутым против него обвинением в формализме и пропаганде западных веяний.
"Портрет А.А. Ахматовой" (1939-1940 г.), серия пейзажей "Новая Голландия" (1945 г.) - пожалуй, самые известные работы 1930-1940-х г.
Осмеркин не был открывателем новых путей в искусстве, а был просто талантливым и культурным живописцем. Он был безраздельно предан искусству. Смерть застала его за работой.
Умер Осмеркин в Москве 25 июня 1953 г.
В Кировограде, на родине художника, открыт художественно-мемориальный музей А.А. Осмеркина.
Портрет А.А. Ахматовой. А.А. Осмеркин. 1939-1940 г.
|
Взятие зимнего дворца. А.А. Осмеркин. 1927 г.
|
Новая Голландия. А.А. Осмеркин 1945 г.
|