Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

«Рождение Венеры» Боттичелли

Сандро Боттичелли, Рождение ВенерыСамая знаменитая картина Боттичелли связана с сюжетом о рождении богини любви из морской пены и называется «Рождение Венеры». Картина написана художником темперой на холсте в 1482 г. по заказу герцога Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи для его виллы в Кастелло. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно. Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172,5 х 278,5 см), из-за чего пострадала пространственность композиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — свободой движения).

Композиция картины отражает содержание бесед, которые вели между собой члены платоновской Академии при дворе Лоренцо Великолепного во Флоренции. Согласно философии неоплатоников, слияние божественного и человеческого осуществляется через любовь, это слияние воплощает богиня Венера, отсюда использование художником типа «Venus Pudica».

Венера достигает берега в раковине (любимая форма художников Итальянского Возрождения), которую подгоняют по морю зефиры. На берегу богиню поджидает Весна, чтобы укрыть ее накидкой, вышитой цветами. Картина написана через четыре года после «Аллегории Весны», в которой также воплощена тема Весны и смены времен года. Весна (или Ора) в «Рождении Венеры», возможно, символизирует це-ломудренную любовь, а зефиры, согласно учению Платона, — чувственную, плотскую. Боттичелли наверное знал текст «Гимна Афродите» Гомера, переведенный в то время на итальянский язык:

В пене воздушной пригнало ее дуновенье
Зефира
Влажною силой своей.
И Оры в златых диадемах,
Радостно встретив богиню, нетленной
одели одеждой.

Очевидно также, как и в связи с картиной «Аллегория Весны», использование «Стансов» А. Полициано (1454—1494), поэта при дворе Медичи во Флоренции:

Эгеем бурным, колыбель чрез лоно
Фетиды проплыла средь пенных вод,
Создание иного небосклона,
Лицом, с людьми несходная, встает
В прелестной позе, глядя оживленно,
В ней девственница юная. Влечет
Зефир влюбленный раковину к брегу...
ТАМ В белом Оры берегом идут,
Им ветер треплет волосы златые.
Как вышла из воды, ты видеть мог,
Сандро Боттичелли, Рождение ВенерыОна, рукой придерживая правой
Свои власы, другой — прикрыв сосок,
У ног святых ее цветы и травы
Покрыли свежей зеленью песок.
В произведении Флавия Филострата «Картины» (III в. н. э.) упоминается, что «внешний вид Афродиты полон стыдливости». Лента в волосах — традиционный символ девственности, согласно Овидию (43 г. до н. э. — 18 г. н. э.), «скромности знак». Золотая ассистка, сплошь покрывающая картину (она не видна на репродукциях), символизирует лучи Божественного света. Ассисткой прописаны волосы Венеры и Оры, узоры одежд, морские волны и травы на берегу.

Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия (232-304; «О пещере нимф»), означает «душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир» (сравн. «Спящая Венера»), что, как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения, и с сюжетом «Коронования Девы». В образе Венеры, как и в других женских персонажах, художника преследовали черты любимой им красавицы Симонетты Веспуччи, которая в 1476 г. скоропостижно скончалась от чахотки (спустя много лет художник завещал похоронить себя в ногах ее гробницы в церкви Оньисанти во Флоренции).

Согласно трактовке Э. Панофского, в картине «Аллегория Весны» Боттичелли воплотил образ «Венеры Природной» («Venus Genetrix», или «Venus Humanitas» — в определении М. Фичино), а «Рождение Венеры» представляет собой «Явление Венеры Небесной» как дочери Урана (Неба). Поэтому она изображена обнаженной — согласно греческой иконографии «Афродиты Анадиомены».


Сандро Боттичелли, Рождение Венеры-левая часть
Сандро Боттичелли.
Рождение Венеры.
Левая часть.

Сандро Боттичелли, Рождение Венеры-центральная часть
Сандро Боттичелли.
Рождение Венеры.
Центральная часть.

Сандро Боттичелли, Рождение Венеры - правая часть
Сандро Боттичелли.
Рождение Венеры.
Правая часть.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.