Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




В Россию запретили ввозить молочные продукты из Белоруссии
Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Декорация


(от позднелатинского decoratio - украшение)

Эскиз декорации к спектаклю Черная уздечка белой кобылицы Оформление сцены, киносъемочной площадки или павильона, создающее зрительный образ спектакля, фильма и т.д. с помощью живописи, графики, архитектуры, освещения, сценической техники, проекции, кино и др. Основные системы театральной декорации: кулисная, кулисно-арочная, павильонная, объемная, проекционная.

Исторически декорационное искусство сложилось в эпоху Ренессанса, в итальянском придворном театре, но его элементы присутствовали еще в античных трагедиях Древней Греции. Ренессансным же предшествовали декорации площадных мистериальных представлений, которые воссоздавали канонические места действия главного сюжета христианской мифологии (рай, Назарет, храм, Иерусалим, дворец, темница, море, чистилище, ад), располагавшиеся по одной линии (по горизонтали или по кругу) и показывавшиеся зрителям одновременно все сразу. В итальянских дворцовых спектаклях 16 в. для изображения типовых мест действия трагедии, комедии и пасторали применялись «декорационные перспективы». Они располагались в глубине сценических подмостков и служили актерам живописным фоном. Эти декорации были статичны. Когда возникла необходимость показывать смены мест действия, то стали использовать сначала теларии (трехгранные, а иногда и пятигранные, призмы. Эти конструкции были известны еще в античном театре), которые, поворачиваясь, могли показать три, пять или более разных декорационных картин. Затем были изобретены кулисные механизмы, позволившие многократно увеличить количество сменявшихся мест действия.

Декорация эпохи БароккоСледующим шагом было появление кулисно-арочной декорации. Она позволяла создавать в пространстве сцены-коробки впечатление глубины изображаемого художником природного ландшафта, архитектурного пейзажа или интерьера. С конца 18 в. для воссоздания интерьерной среды используется так называемая павильонная декорация (три нарисованные на холщевых рамах стены, прорезанные дверными и оконными проемами и дополненные потолком), а в романтическом театре 19 в. – живописно-объемная декорация, складывавшаяся из нарисованных и трехмерных элементов оформления и таким способом передававшая большее впечатление реальности создаваемой на сцене картины места действия. Наконец, в 20 в., благодаря новой технике, появилась возможность изображать декорации виртуально – с помощью проекции, а затем и лазера. С другой стороны, сценографы все более используют для создания ощущения максимальной реальности сценической среды подлинные вещи (предметы мебели, орудия труда, разные бытовые аксессуары и пр.) и натуральные фактуры (древесина, земля, песок, вода, железо, и т.д.).

Театральные декорации пишутся клеевыми красками на холсте, сшитом из полотнищ и затем загрунтованном клеем с белилами. Главные составные части каждой театральной декорации — завеса и кулисы. Первая вешается в глубине сцены, простираясь во всю ее ширину, и изображает все то, что в воспроизводимом пейзаже или перспективе находится на дальнем плане; кулисы же - это куски полотна, более узкие в сравнении с завесой, натянутые на деревянный переплет и вырезанные с одного края надлежащим образом; они помещаются по бокам сцены в два, три и несколько рядов, одна за другой, и представляют более близкие предметы, например деревья, скалы, дома, пилястры и другие части сцены. Дополнением декорации служат поддуги — куски полотна, протянутые вверху через всю сцену и изображающие куски неба, верхние ветви деревьев, потолочные своды и т.п., а также пратикабли — различные замаскированные расписанным полотном деревянные подмостки и примостки, помещаемые на сцене и представляющие, например, камни, мосты, отроги скал, висячие галереи, лестницы и т.д.

Эскиз декорации театра Ленинского Комсомола Сочинив эскизный рисунок декорации, декоратор изготавливает для нее так называемый макет, т.е. миниатюрное подобие сцены с картонными завесой, кулисами и прочими принадлежностями, чтобы по этой модели можно было заранее судить об эффекте будущего произведения. Приступая после этого к исполнению самой декорации, он натягивает холст завесы в горизонтальном положении на полу своей мастерской, переводит на него (углем или особого рода чернилами) рисунок эскиза в увеличенном виде с помощью разбивания его на квадраты и, наконец, принимается за письмо красками. Точно так же поступает он и при исполнении кулис и прочих частей декорации Палитру ему заменяет ящик с банками различных разведенных на клею красок; для письма служат более или менее крупные, сделанные из щетины кисти с длинными рукоятками. Во время работы он то и дело прерывает ее, чтобы подняться на галерею, устроенную в мастерской на некоторой высоте от пола, и взглянуть оттуда на написанное. Трудится он обыкновенно не один, а вместе со своими учениками и помощниками, которым поручает подготовку и второстепенные части работы.

Каким бы способом декорация не создавалась, она всегда остается образом иллюзорным. Всякие попытки преодолеть эту иллюзорность приводили к отказу от декорации вообще и к постановке спектаклей или в окружающей реальной среде, или в пространстве пустой сцены, дизайнерски приспособленной для театральной игры. И хотя такого рода места действия известны намного раньше, чем декорация, они вызывают повышенный интерес современных мастеров. Тем не менее, декорация и в настоящий период продолжает оставаться необходимой театру, дает художнику возможность решать сложные творческие задачи и нравиться зрителям, потому что открывает перед ними образ реальной среды жизни героев пьесы или погружает в мир фантазии, воображения, красоты.

Макет декорации к спектаклю Ричард III В. Шекспира
Макет декорации к спектаклю
"Ричард III" В. Шекспира.
А.Г. Тышлер.

Театральная декорация
Театральная
декорация.

Декорации театра БалтДом
Декорации театра БалтДом.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.