Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




купить деревянную бытовку
Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Монотипия


(от греческого monos – единый и typos – оттиск)

Монотипия (Дж.Б. Кастильоне, 1655 г.) Это особая графическая техника создания художественных оттисков. Как свидетельствует название этого вида печатной графики, монотипия не относится к способу типографского тиражирования изображений. Монотипия позволяет создать лишь один типографский оттиск и сочетает в себе элементы живописи и эстампа. Следует отметить, что вся работа производится на доске (металл или пластик), после печати никаких доработок и дорисовок не делается. Для произведений, выполненных в технике монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью. Отсутствие тиражей в монотипии восполняется спецификой фактуры и необычными эффектами.

При использовании этого вида графики получается один оттиск (моно) на бумаге с матрицы (стекла, листа меди и др.), на которую нанесены краски. Сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный (стоха) характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь совсем немногие. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она довольно трудоемка и требует большого количества материалов и терпения.

Изобретение монотипии приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665 г.). Среди наиболее известных мастеров: англичанин Уильям Блейк (1757-1828 г.), француз Эдгар Дега (1834-1917 г.), соединивший монотипию с темперой («Концерт в кафе "Амбасадор"»). Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. Лирические созерцательно-спокойные пейзажи, букеты роз, ромашек, маргариток сразу вспоминаются при упоминании имени художницы. Её парижская мастерская была притягательным центром, где учились и работали М.А. Добров, К.Е. Костенко, М.Н. Волошин, И.С. Ефимов, Н.Я. Симонович-Ефимова, Л.В. Яковлев, В.П. Белкин.

Прославленными мастерами стали также ее ученики-французы Моро и Дюнуайе де Сегонзак. После 1914 года Елизавета Кругликова жила в России, продолжая заниматься педагогической деятельностью. Увлеченность офортом и энтузиазм мастера передавался ученикам — многие из них стали работать в цветной гравюре и монотипии благодаря ее руководству.

МонотипияВ ХХ веке художники обращались к искусству монотипии в те периоды своего творческого развития, когда их особенно интересовал цвет и фактура материала. Так, в 1932 году талантливый ученик Е. Кругликовой Юрий Великанов создал цикл монотипий, посвященных строительству электростанции на реке Свирь. Черно-белые и красочные листы отражают напряженные поиски в области цвета и композиции, сохраняя непосредственность и живость восприятия.

Фрактальная природа монотипии была обнаружена в 2000 г. химиком В.М. Лившицем и математиком В.В. Скворцовым, независимо друг от друга. Ими же был предложен и термин «фрактальная монотипия». В 1981 г. в г. Кохтла-Ярве (Эстония) состоялась первая выставка фрактальных монотипий художницы Леа-Тути Лившиц (1930-1999 г.). Этот вид монотипии художница называла стохатипией. Таким образом, монотипию можно отнести к фрактальному искусству, причем получаемому не на компьютерах (компьютерная графика), а физико-химическим способом. Возможно, фрактальная пленочная химия найдет применение не только в искусстве.


Морозная ночь (В.М. Сыров)
Морозная ночь.
В.М. Сыров.

Ландыши и одуванчик (В.М. Сыров)
Ландыши и одуванчик.
В.М. Сыров.

Танец (М. Звягинцева, бумага, монотипия)
Танец. Марина Звягинцева.
Бумага, монотипия.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.