Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Хэппенинг


(от английского happening — случающееся, происходящее)

Хэппенинг1) Вид театрального представления, в котором событие и действие являются самоцелью, а не частью драматического сюжета.

2) Одно из направлений поп-арта, где «объектом искусства» становится разыгрываемое автором абсурдное действо.

3) Разновидность акционизма, наиболее распространенная в авангардистском искусстве 1960-х — 1970-х г.

Xэппенинг развивается как событие, скорее спровоцированное, чем организованное, его инициаторами. Действие чаще всего разыгрывается непосредственно в городской среде или на природе. В него вовлекается и публика, реагирующая на происходящее. Художники рассматривали эту форму как род движущегося произведения.

Одна из задач хэппенинга — преодоление границ между художником и зрителем.

Смешивание различных театральных элементов и сочетание их с жизненными объектами и явлениями — отличительный признак хэппенинга. Столь же характерно отсутствие сюжета и логической связи между его отдельными частями. Как цвет в абстрактной живописи, эпизоды в хэппенинге соотносятся между собой скорее композиционно или эмоционально, нежели подчиняясь логике. В отличие от пьесы, хэппенинг часто являет несколько образов или театрализованных эпизодов одновременно, причем каждый несет свою собственную «идею».

Иногда в хэппенинг включается и актерская игра, но не с целью создать вымышленного героя, действующего в вымышленных обстоятельствах: смысл и цель представления — в нём самом. Подобно лектору, циркачу или футболисту, актер в хэппенинге остается самим собой и в тех же обстоятельствах, что и зрители.

Хэппенинги разыгрываются в галереях, на вокзалах, площадях и в прочих местах, не предназначенных для представлений. Могут они ставиться и на обычной сцене. Однако часто упор делается на окружение, обстановку — и тогда ломается стереотип «зритель — сцена».

Xэппенинг возник в конце 1950-х годов как форма «тотального театра». В дальнейшем организацией хэппенинга чаще занимались художники. Они рассматривали эту форму как род движущегося произведения, в котором окружающая среда, предметы играют не меньшую роль, чем живые участники акции. Поэтому для хэппенинга характерны «абстрактность», парадоксальность действия, отсутствие в нем четкого плана и тем более сюжета.

Терренс Макнэлли (Актёр)Основоположником хэппенинга как представления с элементами случайности является Джон Кейдж, который осуществил первый хэппенинг в 1952 г. В соответствии с его представлениями о значении случая в художественном творчестве, хэппенинги иногда называют «спонтанными бессюжетными театральными событиями».

Термин в 1958 г. был предложен Алланом Капроу, учеником Кейджа. Капроу отказывался от традиционных принципов художественного мастерства и постоянства в искусстве. Он решил попробовать создать образ, используя в качестве «полотна» улицу, а в качестве «красок» — характеры случайных прохожих.

В США к числу художников, развивавших искусство хэппенинга в период его становления, помимо Кейджа и Капроу относятся Джим Дайн, Клас Ольденбург, Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн. Идея хэппенинга связана с принципом зрительского участия, часто подразумевает постановочные демонстрации в целях социально-политической пропаганды, как многие из работ Йозефа Бойса, или с целью шокировать общественную мораль.

В 1959 г. театр «Рубен-Гэллери» поставил пьесу 18 хэппенингов в шести частях (18 Happenings in 6 parts), придуманную Алланом Капроу. Зрители могли приобщиться к происходившему прямо в зале, выпив бокал вина вместе с героями.

Хэппенинги стали известны с начала 1960-х годов. На 1960-е годы пришёлся их расцвет (преимущественно в США).

В хэппенинге ярко выразилось стремление авангардизма к уничтожению границ между специфическими областями художественного творчества, к слиянию искусства с течением самой жизни. При этом намеренно алогичное действие отвергает все связи и последовательность, присущие реальной действительности и создает в ней игровое поле, пространство свободы. Подвижные проницаемые границы между пространством хэппенинга и пространством реальности создают возможность для перетекания смыслов, спонтанного возникновения ассоциативных связей и символических толкований.

Принцип «жизни наоборот» раскрывает качество абсурда в привычном порядке вещей, в суждениях здравого смысла и общественных установлениях. Некоторые хэппенинги имели сознательную социально-критическую направленность: их приемы использовались в политических демонстрациях, в различных манифестациях антимилитаристских, экологических, феминистских и других либеральных движений.

Молодёжная аудитория (музыкальный хэппенинг)
Молодёжная аудитория.
Музыкальный хэппенинг.

Старый театр (Нью-Йорк, 1850 г.)
Старый театр.
Нью-Йорк. 1850 г.

Театр (Хэппенинг)
Театр. Хэппенинг.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.