Интердисциплинарные формы постмодернизма
Творческая активность, возникающая в процессе взаимодействия различных видов искусства. Например, инсталляция рождается в рамках поп-арта 1960-х г. и поначалу представляет собой ассамбляж предметов, использовавшихся в перформансах и хэппенингах. Аналогичное происхождение имела первая инсталляция в СССР — проект В. Комара и А. Меламида «Рай» (1973 г.), занимавший целую квартиру. «Рай» был заполнен самодельными и готовыми символами мировых и вымышленных религий и посещался под музыку и при свете фонарика.
Одна из форм интердисциплинарного постмодернизма - видео-арт, возник в 60-е годы и получил распространение в конце 70-х – начале 80-х годов. Телевизионная и видеоаппаратура используется не столько в целях фиксации процессуальных форм постмодернистского искусства, например, хепенинга или перформенса, сколько для интенсификации чувств зрителя, «расширения» сознания путем наполнения его мистикой и иррационализмом, разрушения «логоцентризма» в процессе манипуляции художника и публики замкнутыми телевизионными системами. В 80-е годы применение телевизионной аппаратуры сочетается с использованием новейших технических средств, например лазерных установок и голографии.
Ещё одной из интердисциплинарных форм постмодернизма является «энвайронмент» (по-английски environment - среда, окружение). Вид искусства, занимающий промежуточное положение между скульптурой и архитектурой малых форм. Его пластические образы, рассчитаны на театрализованное соучастие зрителей. Иногда даже (как во многих хэппенингах) активно видоизменяющих их конструкцию; могут быть представлены публике в виде особых сценических пространств с фигурами типа манекенов (например, в работах Э. Кинхольца). Искусство энвайронмента окончательно обособилось в раннем авангарде, получив широкое распространение во второй половине 20 века.
Хэппенинг тоже является одной из интердисциплинарных форм постмодернизма. Он возник в конце 1950-х г. как форма «тотального театра». В дальнейшем организацией хэппенинга чаще занимались художники. Они рассматривали эту форму как род движущегося произведения, в котором окружающая среда и предметы играют не меньшую роль, чем живые участники акции. Поэтому для хэппенинга характерны «абстрактность», парадоксальность действия, отсутствие в нем четкого плана и тем более сюжета.
Инсталляция из телевизоров. Э. Хейвуд.
|
Хеппенинг.
|
Туннель. Ж. Сигал.
|