Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Рыцарь, смерть и чёрт

Дюрер, Альбрехт. Портрет Эразма РоттердамскогоРыцарь, Смерть и дьявол«Рыцарь, смерть и чёрт» (нем. «Rit ter, TodundTeufel») — резцовая гравюра на меди, произведение выдающегося художника Северного Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528), уроженца южногерманского города Нюрнберга. Первая из трех так называемых мастерских гравюр (нем. «Meisterstiche»), созданных художником в 1513 — 1514 гг., в период зрелости индивидуального стиля, наивысшего мастерства и устремления к философскому осмыслению действительности (две другие гравюры цикла: «Св. Иероним» и «МЕЛАНХОЛИЯ»). В этих гравюрах Дюрер выступает как художник-мыслитель, как широко образованный человек, опирающийся на трактаты гуманистов, учения философов и естествоиспытателей.

Художник назвал композицию «Всадник» («Der Reuter”). По мнению исследователей, тема гравюры отражает идею трактата Эразма Роттердамского «Оружие христианского воина» (лат. Enchiridion militis christiani), опубликованного в 1503 г. В трактате излагается этическое учение «христианского воина», который не должен бояться трудностей на пути постижения веры, даже если на этом пути его будут подстерегать страшные призраки и искушения.

Рыцарь олицетворяет добродетель истинного христианина. Собака, бегущая рядом, — символ верности (либо истины). На пути всаднику встречаются смерть с песочными часами в руках, верхом на тощей кляче и дьявол в образе рогатого чудища. Это «призраки» Эразмова трактата. Но рыцарь не обращает на них внимания. «Non est fas respicere» (лат). — «Нельзя оглядываться», сказано в трактате. В суровости образа всадника, крупном размере фигур и фронтальности переднего плана подчеркнуты мерность, неумолимость движения и неколебимость рыцаря.

В гравюре Дюрера замечательно отражен суровый дух германской Реформации. Путь рыцаря, вероятно, извилист, мы не видим дороги, на которой возможны и другие искушения, но вдали показан замок — цель странствия. Таким образом, композиция этого произведения соотносится с актуальными для Средневековья темами духовного странствия к «Пути жизни».

Возможна и другая трактовка, частично согласующаяся с первой. Изображен не рыцарь, а ландскнехт (нем. Landsknecht, от Land — «земля, дорога» и Knecht— «слуга»)— «бандит с большой дороги», наёмный воин, попутно занимающийся грабежом и насилием, — фигура, типичная для того времени. Однако искушения и испытания должны вывести воина на истинный путь, привести к заветной цели.


Портрет Эразма Роттердамского 1530, Парма, Национальная галерея
Портрет Эразма
Роттердамского.1530, Парма.
Национальная галерея.

А. Дюрер. Автопортрет. 1500. Старая пинакотека
А. Дюрер. Автопортрет.
1500. Старая пинакотека.

Рыцарь, Смерть и дьявол - фрагмент
Рыцарь, Смерть и
дьявол - фрагмент.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.