Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Флуксус, Флюксус


(от латинского fluxus — течение, поток)

Флуксус Течение в изобразительном  искусстве, зародившееся в 1950-е годы, сформировавшееся в начале 1960-х годов и пришедшее в состояние упадка к 1969 году. Особенно известно в своем западногерманском варианте. Его зачинатель – Джо Маккинас, живший и  умерший в Нью-Йорке в 1978 году. Близко концептуальному искусству, но особенно динамично, обычно включает элементы хэппенинга и перформанса. Художники флюксуса стремились к событийному и эфемерному искусству, с присущей ему симультанностью, к разрушению границы между художником и зрителем и отказу от эстетических ценностей. Они не разделяли искусство и жизнь; одни активно занимались политической деятельностью, другие же были погружены в чисто художественные исследования.

В движении флуксуса, наследовавшем творческий методу дадаистов, в разное время участвовали такие ключевые фигуры современного искусства как Йозеф Бойс, Нам Джун Пайк, Джордж Мациюнас, Терри Райли, Джон Кейдж, Карлхайнц Штокхаузен, Йонас Мекас, Йоко Оно и другие.

Первый сезон флюксуса открылся в 1962 году серией организованных Маккинасом фестивалей и концертов, которые давала в Европе под новым именем "Флюксус" группа экспериментальных артистов. Подобные представления проходили с 1962 по 1969 год, неустанно будоража публику неординарными способами игры на музыкальных инструментах с использованием (в обычном представлении) непригодных для этого предметов, шокирующих нормальное (здесь в ругательном смысле) сознание. Маккинас, выступая в качестве импресарио, фактически являясь идеологом флюксуса, играл также и роль издателя.

Таким образом, флюксус — это интернациональное объединение художников, архитекторов, дизайнеров, композиторов, поэтов, критиков, танцоров, режиссеров, математиков и политиков, часто описываемое как наиболее радикальное и экспериментальное послевоенное течение. Объединяющим фактором здесь явилось стремление разрушить границы искусства. Флюксус был способом видения жизни и общества, способом социального поведения и жизненной активности. Теоретики флюксуса утверждали, что искусство не существует вне игры. Серьезность побивали камнями. Новая школа претендовала на роль катализатора в реакции слияния искусства и жизни, их взаимопроникновения. Флюксус занялся дотоле неисследованными зонами между существующими традиционными формами искусства и медиа. Он разрушал грани между искусством, философией, дизайном и банальностью. Его артисты были влюблены в Эксперимент.

Флуксус Именно флюксусу современное искусство обязано появлением таких форм художественной практики, как хэппенинг, перфоманс, акционизм, инвайронмент. Именно это течение положило начало использованию в искусстве различных технологий, в том числе видео и телевизионных. Целью флюксус-проектов являлось представление рядовых каждодневных действий и  бытовых объектов в эстетической и артистической среде, чтобы расширить и трансформировать их восприятие. Его акции были различны — от салатов на сцене и разрушения фортепиано во время исполнения до предложения аудитории покинуть театр.

В конце концов, во флюксусе главными оказались две черты — чудачески-эксцентричное чувство юмора и простота. Тогда его презирал арт-рынок. Теперь он — праматерь, идол, архетип. К 1970-м годам флюксус стал приходить в упадок. Его потеснили уже появившиеся к этому времени новейшие арт-школы и оригинальные художественные концепции. Одним из виновников возникших проблем флюксуса многие считают Маккинаса. Тем не менее значение художественной практики флюксуса трудно переоценить. Как писал Бен Вотье, поныне один из самых известных и деятельных артистов современного искусства, одна его четверть нежится в ностальгической ванной Матисса и Пикассо, одна треть — в ванной Дюшана, а оставшаяся часть — в ванной флюксуса.

Новаторство флуксуса — не только в формулировании таких художественных форм как перформанс, мейл-арт или участии в возникновении концептуального искусства, но и в принципиальном «размыкании» граней искусства, смешении различных его сфер — музыки, видео, театра, перевод творчества в сферу коллективного, праздничного, спонтанного действа.

Сверх-глашатай (Нам Джун Пэк)
Сверх-глашатай.
Нам Джун Пэк.

Флуксус
Флуксус.

Йозеф Бойс и его зайцы
Йозеф Бойс
и его зайцы.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.