Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Гладилка

Гладилки и шаберы Инструмент из стали, который используется для работы над гравюрами меццо-тинто. Гладилкой выравнивают шероховатости на доске, в местах, которые соответствуют светлым или полутоновым местам гравюры. Это инструмент в виде стержня, отполированного на конце. Конец гладилки имеет форму лопатки или конуса, а также может быть овальным в сечении. Шабер-гладилка – второй по важности офортный инструмент. Шабер используется для выглаживания от черного к белому в технике меццо-тинто или когда тон офорта слишком насыщен, а также при обработке фацетов. Шабер имеет форму трехгранника , остро заточенного на конус и насаженного на ручку. Часто шабер совмещается с гладилкой. Гладилка служит для фрагментарной шлифовки металла.

Черная манера (меццо-тинто) была изобретена в процессе поиска новых, более совершенных способов репродуцирования произведений искусства. Принципиальное отличие меццо-тинто от других манер углубленной печати состоит в том, что создание изображения на печатной форме происходит не путем нанесения на нее углубленных штрихов, точек и царапин, а путем высветления рисунка на зерненой поверхности печатной формы, которая дает при печати глубокий бархатистый и сочный тон. Художник рисует не черным по белому, а белым по темному, высветляя в разной степени участки темной поверхности, создавая тем самым необычайно тонкие и очень разнообразные градации тона. Высветление производится как шабером (срезая верхушки зерненой поверхности), так и гладилкой (заминая острые вершины шероховатого металла).

Характерным внешним признаком меццо-тинто является глубокий бархатистый тон в темных местах гравюры. В светлых (не чисто белых) участках тон набирается разными по интенсивности точками, расположение которых зависит от инструмента, применяемого при зернении металла. Самое качественное зернение дает работа качалкой (гранильником). Частота гранильных вершин — 3-4 точки на погонный миллиметр поверхности.

Инструменты для гравировкиВ результате поверхность доски приобретает однородную зернистую фактуру, состоящую из мелких углублений и острых вершин между ними. Отличительные признаки гравюры меццо-тинто выражаются в особой плавности границ изображения, в мягких тональных переходах от темного к светлому и в своеобразной зернистости изображения. Помимо зернения доски качалкой, существуют и другие способы, менее трудоемкие, но не выдерживающие никакого сравнения с подлинной черной манерой. К работе в манере меццо-тинто печатную форму подготавливают химическим способом, то есть с применением травления. Средней зернистости акватинту глубоко протравливают, а затем, после промывки, протравливают еще мелкой акватинтой. Оттиск с такой доски внешне выглядит как меццо-тинто с применением качалки, однако при более внимательном рассмотрении можно заметить, что характер зерна в светлых местах выдает чистую акватинту. Светлые точки на темном фоне получены в результате появления протравленных участков доски вокруг капелек канифоли, которые препятствюут травлению. Напротив, светлые места в меццо-тинто, получающиеся с применением качалки для зернения доски, представляют собой поверхности, покрытые частыми мелкими черными точками на белом фоне. Акватинта, выглаженная и выбранная гладилкой и шабером, имеет недостаточно глубокий тон в темных местах, в ней отсутствует так характерная для классической черной манеры бархатистость слоя краски.

К работе в манере меццо-тинто печатную форму подготавливают, используя изобразительные возможности травлёного штриха. Пластину из меди, цинка грунтуют твердым лаком, после чего ее необходимо закоптить и заштриховать частыми штрихами по линейке в четырех направлениях (вертикально, горизонтально, под углом 45о слева направо и справа налево). Полученную мелкую сетку из тонких и частых штрихов протравливают на хорошую глубину, которая при печати дает глубокий черный тон и рельеф красочного слоя. После высветления тоновых градаций шабером и гладилкой при оттиске получается фактура, созданная пересечением тонких черных линий, очень хорошо заметных на светло-серых участках гравюры. Именно по этим тонким штрихам, расположенным в определенном порядке, и определяется данный метод подготовки печатной формы к работе в манере меццо-тинто.

Портрет Чарльза Диккенса (Б.Т. Олдэм)
Портрет
Чарльза Диккенса.
Б.Т. Олдэм.
Меццо-тинто.

Портрет Горацио Нельсона (Б. Уильям)
Портрет
Горацио Нельсона.
Б. Уильям.
Меццо-тинто.

Андромаха, оплакивающая Гектора (Б. Томас)
Андромаха,
оплакивающая Гектора.
Б. Томас.
Меццо-тинто.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.