17. 20/III 1932 г.
Сейчас мне очень трудно из всех наших 20-летних отношений с Александрой Михайловной выделить отношение наших первых лет. Писем, соответствующих этому периоду, нет: мы тогда еще не переписывались, т. к. жили в одном доме. Мои отношения к ней были перепутаны с отношениями Пешковского, и она сама часто усугубляла эту путаницу, т. к. переносила на одного разные сложные психологические результаты, получавшиеся из разговоров с другим. Обижалась на Пешковского за мои парадоксы и мысли. Это было так сложно распутывать.
Помнится мне от тех времен очень ярко общее романтическое настроение. Шутка и поэзия. Бетховен, Гейне. В общем - то настроение, которое в литературе и искусстве сохранено и ярко отмечено в фантастических и романтических повестях Одоевского1. Последний квартет Бетховена, Себастиан Бах, Пиранези. Эти беседы, часто с восклицательными знаками, находили себе подтверждение в обстановке комнаты Александры Михайловны и в украшении ее стен. В котором я тоже принял горячее участие. Помню над ее письменным столом большое распятие, слабо светившееся по ночам (смазанное фосфором). Портреты Байрона, Бетховена, Гете; потом я ей прислал известную посмертную маску Бетховена из Германии.
1Имеются в виду произведения Владимира Федоровича Одоевского (1803-1869) "Русские ночи", "Косморама", "Саламандра", "Беснующиеся".
Акварель Максимилиана Волошина. | Максимилиан Волошин. Акварель. | Волошин Максимилиан. Пейзаж. |