Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > О творчестве > Проза > Дневники > Дневник Дома Поэта 1932 г.


 

Дневник Дома Поэта 1932 г.




 

19. 22/III 1932 г.

          Я дошел в воспоминаниях до первого года моей жизни у Петровых и остановился: у меня нет никаких материальных останков от того года: ни дневников, ни писем. От последующих лет жизни, особенно после гимназии, сохранились толстые пачки писем, в которых Александра Михайловна сохранилась во всем разнообразии своей речи - в живой непосредственности своего языка и скачков наших бесед и споров, но от этих бесед и споров, когда все завязывалось и утверждалось "на всю жизнь", нет ничего. Могу подробно восстановить всю обстановку семьи - но ничего из наших разговоров. Александра Михайловна была старшей из детей. У нее было 5 братьев - младших: Адриан, Саша, Миша, Орест, Петя. Все они были одного типа и одной судьбы. Все они более в отца, чем в мать. Все резкие, грубоватые, талантливые. Старший, Адриан, - офицер. Все они выгнаны из гимназии (из III, из IV класса). Все более или менее удачные изобретатели, у всех та же родовая навязчивая идея - крылья. Все неудачники - все рано и по-разному погибшие.
          В годы моей жизни дом был без души: Михаила Митрофановича не было. Он получил неожиданный перевод в Среднюю Азию, охранять 2000 верст тамошней границы. Оттуда он писал домой длинные и восторженные письма и присылал ковры. Позже я его видел в Средней Азии во время моей ссылки1. Но его дух и память хранились без него в его доме в тысячах воспоминаний о "дяде Петрове", которыми меня приветствовали все, узнавая, что я живу в его семье. Я помню Александру Михайловну в эту полосу жизни постоянно измученную судьбой своих братьев и их неудачами. У нее было место школьной учительницы в женском Александровском училище, где ее сослуживицей была Яшерова. Мать героини моего первого трагикомического романа прошлого года. Но ее я так и не узнал.
          Все более или менее и сама Александра Михайловна занималась живописью, что в Феодосии было очень распространено, конечно, благодаря Айвазовскому. Александра Михайловна занималась больше прикладным искусством: делала копии татарских вышивок. А позже занялась специально собиранием татарского орнамента. И много лет пыталась (но безуспешно) пристроить свои ценные во всех отношениях работы в какой-нибудь музей. Но в те далекие годы интересы были сосредоточены не на этом, и татарское кустарное искусство не вызывало к себе интереса2.


1Волошин находился в Средней Азии с 17 сентября 1900 года по 22 февраля 1901 года.
2Материалы коллекции А. М. Петровой были частично опубликованы в "Известиях общества обследования и изучения Азербайджана" в Баку в 1926 году.


Бюст работы Эдварда Виттига. Париж, 1908-09

Портрет работы В. Бобрицкого. Коктебель, 1918 (неточно)

Портрет работы Н. Радлова. Коктебель, 1932


20. 24/III 1932 г.

Эти дни глубокого упадка духа. Я задыхаюсь от каждого малого движения во время утренних прогулок, не могу уже наклоняться и поднимать камни. Мне это напоминает последние дни Пра, когда она не могла уже встать с постели умыться, не потеряв дыхания. И это ей не мешало быть бесконечно раздражительной на меня и на...

21. 25/III 1932 г.

Сегодня серый весенний день. На дворе 5 градусов выше нуля. Это холодно. Стараюсь вспоминать первые годы у Петровых. Подвигается плохо. Александра Михайловна любила очень музыку и играла Бетховена. Отсюда их бесконечные разговоры с Пешковским. Он часто по утрам ей играл в соседней комнате, в гостиной, чтобы...

22. 26/III 1932 г.

Позже Лера Воллк-Ланевская мне рассказывала, что она в те годы была влюблена в Пешковского. Он казался ей необыкновенным персонажем из Теодора Гофмана - поэта, которого она обожала. Пешковский ей представлялся не имеющим никаких человеческих привычек, и, когда он однажды у них обедал, она была потрясена...






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.